Как научить ребенка разбираться по часам


Как научить ребенка определять время

Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.

Для чего ребенку понимать время

Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?

Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Часы своими руками

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность. Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя. И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.

Как научить ребенка определять время по часам.

В первую очередь запомните, что временные (абстрактные) понятия трудны для понимания ребенком. Время нельзя потрогать, услышать, попробовать на вкус и т.д. Поэтому запасаемся терпением.

Сначала проводим подготовительную работу. Ребенок должен:

1. Понимать, что такое сутки, различать части: утро, день, вечер, ночь. Запомнить их последовательность.

Самый простой способ - четкий режим дня и постоянное напоминание, что в какой части суток ребенок делает (утром — просыпаемся, умываемся, чистим зубы, завтракаем…). Начинать это можно с любого возраста. Просто проговаривайте вслух «просыпайся, уже утро», «вечер, нужно идти домой»,«пора спать, на дворе ночь». Обращайте внимание ребенка на признаки частей суток: «утром солнышко просыпается, поднимается», «ночью светит луна и видны звезды».

2. Усвоить понятия «целое», «половина», «четверть».

Разрезаем круг на части, складываем бумагу, делим пирог, торт, булочку, т.е. используем все подручные средства. Показываем, как из двух половинок можно составить «целое».

3. Считать до 12, знать цифры до 12, понимать их количественное значение (12 - это 12 раз по одному).

Сначала дети запоминают названия чисел, как считалочку, не понимая сути, путая/пропуская цифры. Это хорошая тренировка памяти, не более. Обучая счету - учим сопоставлять цифры с количеством предметов, понимать, что каждое следующее число больше предыдущего «пять больше четырех», «шесть больше пяти». Нужно вырезать, закрашивать, развешивать цифры по комнате — превратить запоминание цифр в игру.

4. Приучать ребенка к употреблению понятий «часы», «минуты».

Проговаривать в речи: «через 10 минут нужно выключить духовку», «через 2 часа к нам придут гости». Ребенок сразу не будет понимать точный смысл Ваших фраз, но обратит внимание, что час — это много, а минуты — это намного скорее. Кроме того, ребенок привыкнет и будет употреблять такие фразы в своей речи.

5. Различать часы и минуты (час складывается из минут).

Выложить 60 предметов — объяснить, что это минутки и для часа таких минут нужно собрать 60. Можно разлинеить полоску на 60 делений и наглядно показать: 1 деление — это минутка, 60 (длина всей полосы) — это час. Можно собрать «час» из 60 кубиков, деталек лего.

6. Запомнить направление движения часовой стрелки.

При постепенном своевременном формировании начальных временных понятий, к 5-6 годам можно обучать ребенка определять время по часам.

Делаем это поэтапно:

1. Сначала рассматриваем устройство: есть 2 стрелки (длинная и короткая), стрелки движутся в одном направлении, но минутная быстрее, цифры показывают время (чем больше цифра, тем больше прошло времени).

Можно изготовить муляж часов из картона и прикрутить винтиками стрелочки. Хорошим вариантом будут часы, у которых стрелки можно переводить руками. На таких часах должны быть хорошо прописаны цифры, фон — однотонный, без отвлекающих картинок.

Большим стимулом к обучению станет обещание купить часы, когда ребенок научится определять по ним время. Это могут быть самые простые дешевые наручные, настенные часы или будильник.

2. Учим понимать целые часы. Маленькая стрелочка показывает часы, а минутная указывает на цифру 12. Используйте это умение в быту: «ровно в 6 часов вечера мы пойдем гулять», «скажешь, когда будет ровно 4 часа, я включу мультики».

3. Потом переходим к половинкам. Минутная стрелка на цифре «6» означает половину часа. Расчерчиваем муляж часов на половинки. Складываем картинку с часами пополам, раскрашиваем половинки часов разными цветами.

4. После полного усвоения учим понятие «четверть часа». Аналогично предыдущему этапу.

5. И только после того, как ребенок научится считать до 60 и пятерками (5 минут, 10, 15…) переходим подробно к минутам и 24-часовому формату часов.

Переходить на следующий этап нужно только после полного понимания ребенком предыдущего. Не спешите и не торопите. Напомню, что ребенку очень непросто научиться разбираться в часах и минутах.

Занятия нужно проводить, когда ребенок в хорошем настроении. При признаках переутомления, непонимания остановитесь. В таком случае лучше перевести занятие в игру или отложить до следующего раза. Обязательно поощряйте успехи ребенка. И тогда успех в обучении Вам гарантирован.

Как научить ребенка определять время по часам

Инструкция

Объясните ребенку, что часы состоят из циферблата, цифр и стрелок – минутной и часовой. Когда он это запомнит, оставьте только часовую стрелку и цифры. Покажите, как медленно движется стрелка. Объясняйте, что если стрелка находится на цифре один, значит один час. Если немного дальше значит немного больше часа. На это у вас может уйти несколько месяцев. Напротив цифр нарисуйте события. К примеру, рядом с 7 - ребенок просыпается. 9 – завтракает в садике. Сначала нарисуйте всего несколько картинок. Не торопите время. Но постоянно спрашивайте ребенка, который сейчас час. Теперь переходите к осваиванию минутной стрелки. Ребенок должен понять, что она длиннее часовой и движется быстрее. Затем объясните, что минутная стрелка проходит весь круг за один час. То есть переходит к следующей цифре. Просите его показать вам, как поставить стрелку, чтобы получить полчаса, час и еще полчаса, два часа и так далее.

По всему циферблату нарисуйте небольшие цифры для определения минут от 1 до 60. Объясните, что деление между двумя цифрами включает 5 минут и что минутная стрелка проходит полный круг за 60 минут или один час. Давайте ребенку задания показать вам передвижениями стрелки 10 минут, 15, 20.

Познакомьте с таким понятиями, как четверть часа, полчаса.

Теперь поясните, как определять, когда прошла одна минута. Покажите, как на часах будут выглядеть 7 минут, а как 12. Нарисуйте вместе с ребенком его распорядок дня. Напротив события рисуйте циферблат с изображением времени.

Если вам кажется, что ребенок уже довольно подготовлен, переходите к настоящим часам. Не ждите, что в таком возрасте ребенок сможет понять все тонкости определения времени. Но вполне сможет запомнить основные моменты. Задавайте, как можно больше вопросов. Играйте с ребенком в определение времени каждый день. Иначе он быстро забудет все появившиеся навыки и вам придется весь процесс начинать сначала.

Обратите внимание

Как научить ребенка времени. Понимать время по часам – необходимый навык для всех людей. И хотя большинство из нас имеют постоянный доступ к электронным часам, мобильному телефону, либо компьютерному монитору, большинство родителей по- прежнему убеждены, что ребенок должен разбираться в традиционный аналоговых часах.

Полезный совет

Как научить ребенка времени? Ребенку в дошкольном возрасте еще очень сложно осознать и понять одновременную часовую нумерологию от 1-12 и от 0-60. Ему вообще трудно понять, что такое пространственное понятие времени.  Нередко встретишь еще первоклашек, которые плохо ориентируются во времени. Но если же Вы уже решили и готовы дать малышу знания, как научить ребенка часам, обратите внимание вот на эти рекомендации

Рано или поздно родителям приходится учить ребенка узнавать время – это необходимо, чтобы он смог планировать свои дела, контролировать выполнение ваших требований. Задача осложняется абстрактностью времени, как понятия.

Инструкция

Вам нужно донести до ребенка понятие времени. Проще всего сделать это на примере смены дня и ночи – объясните ребенку последовательность смены утра, обеда, вечера, дня и ночи.

На примере распорядка дня ребенка объясняйте ему последовательность событий – после пробуждения он умывается, завтракает и т.д. Используйте любимые сказки или истории, проговаривайте каждый этап с позиции прошлого и настоящего. Объясните ему понятия будущего, настоящего и прошлого. Настоящее – это то, что происходит сейчас («мы с тобой разговариваем, играем»). Будущее – то, что мы будем делать завтра («пойдем в зоопарк»). Прошлое – то, что делали летом, например («ездили на море»). Акцентируйте внимание на этих аспектах в процессе общения с ребенком в течение дня, во время прогулки. Чтобы ребенок лучше запомнил, сопоставляйте время со значимыми событиями – день рождения малыша, встреча Нового года и т.д. Приобретите таймер с большими цифрами и красочными рисунками – расскажите малышу, что такое минуты, часы и секунды. Сопоставляйте время с действиями – поиграйте с ребенком в игру на определение количества прыжков (хлопков, приседаний), которые он сможет сделать за секунду, минуту, несколько минут. Времена года дети запоминают лучше всего. Вам нужно создать нужные ассоциации – осень и опадающие листья, зима и катание на санках, лето и купание в речке, весна и появление первых цветов. Используйте наглядные примеры – обсудите с ребенком форму одежды в разное время года. Познакомьте ребенка с часами – приобретите настоящие часы с большими цифрами и яркими рисунками. Малыш уже должен уметь считать и понимать, зачем нужны цифры. Пусть часы висят на видном месте – тренируйтесь каждый день, ненавязчиво предлагая ребенку определить время, давай ему задания на несколько минут, и т.д. Сначала он должен понять, как движется часовая стрелка – соедините понятие 7 часов с пробуждением. Затем объясните ребенку, как движется минутная стрелка – приводите соответствующие примеры. В игровой форме учите его распоряжаться временем – просите его приходить к вам через 15 минут, ложиться в кровать через полчаса и т.д.

Источники:

  • как научить ребёнка понимать по часам видео в 2018

Как научить ребенка определять (понимать) время по часам

До похода в школу маме самостоятельно надлежит научить малыша некоторым основам определённых понятий. Это касается и умения различать, ощущать характер суток.

Чувство времени у малыша возникает не сразу. Конечно, зачатки формирования биологических часов начинаются ещё в утробе мамы, но полное осознание суток, часов и минут появляется гораздо позже.

Тем не менее, до подхода в школу, то есть семилетнего возраста, уже рекомендуется родителям задуматься, как научить ребёнка определять время по часам.

Чтобы малыш не запутался и освоил понятие, необходимо действовать постепенно. Сначала выберите удачный макет для обучения. Приобретайте красочный материал, чтобы стрелки можно было снимать и легко передвигать самостоятельно. Вам с этим работать, и крохе должно стать все предельно понятно.

Начинайте объяснение с рассказа о сутках, дайте общие начальные понятия. Объясните, в какую сторону всегда двигаются стрелки. Пусть кроха покрутит их в необходимом направлении. Затем уберите минутную стрелку и начинайте осваивать часовую. Если вы начнёте нагружать дочь или сына сразу всей информацией, никак её не дозируя, малышу будет трудно выявить суть и сосредоточиться. Так, что учить детей определять время, действительно лучше сначала на часах с одной стрелкой. Пусть малыш запомнит, как ходит часовая, что означает 5 часов утра и 5 часов вечера, полдень, вторая половина дня и т. д. Не торопитесь, уделите этому, сколько необходимо дней. Не расстраивайтесь, если понадобиться на прохождение первого материла пару недель или даже больше. Каждому карапузу нужен свой интервал для усвоения нового материала. Думая, как научить ребёнка понимать время по часам, не забывайте закреплять знания. Постоянно спрашивайте, всё ли ему понятно, есть ли какие-то вопросы. Показывайте ему макет циферблата таким образом, чтобы часовая стрелка показывала то 9 часов, то 5, то 12 часов и т. д. И уточняйте: “Cкажи, пожалуйста, сколько времени”. Когда малыш уже хорошо освоится с первым материалом, добавляйте минутную стрелку.

Вообще готовьтесь к тому, что в вопросе, как объяснить ребёнку время на часах, необходимо проявить максимум терпения. Минутная стрелка, как правило, дается сложнее, чем часовая.

Начните с понятия “половина часа”. Расскажите малышу, сколько в часе минут, как двигается минутная стрелка и что означает каждое деление на циферблате.

Обучение определению времени по часам для детей, и для вашего малыша в том числе, может превратиться в увлекательную игру. Самое главное добиться неподдельного интереса к этой теме у маленького человека. Если пользоваться авторитарным стилем общения, заставлять малыша нервничать от неудач, позитивного результата не будет. Вы может уделять материалу не больше тридцати минут в день, а закреплять пройденное как бы между прочим: на прогулках, во время других игр и т. д.

Хороший способ в закреплении материала - тема режима дня. Объясняя, используйте примеры из повседневной жизни. Во сколько малыш встает, во сколько он кушает и т. д.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя


Смотрите также