Как работают часы с автоподзаводом


Что такое часы с автоподзаводом?

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня поговорим о часах с автоподзоводом. Часовые компании делают все, чтобы часы были как можно лучше и практичнее. И у каждой компании имеются экземпляры с автоподзаводом.   Так что же такое часы с автоподзаводом ? Узнаем поподробнее в этой статье.

Часы с автопозаводом – это самозаводящиеся часы. То есть, когда мы ходим, занимаемся повседневными делами, разговариваем с применением жестикуляции, такие часы подзаводятся самостоятельно. Наше движение, часы используют себе на пользу. Механизм автоподзавода впервые встроил в свои часы английский изобретатель Джон Харвард в 1924 году. С тех пор эту технологию начали применять, в некоторых своих моделях, все производители часов.

Стрелки механических часов приводятся в движение с помощью специальной пружины. В обычных часах ее нужно переодически заводить с помощью заводной головки. В часах с автоподзаводом эту функцию выполняет специальный механизм. Основой его является сектор. Представьте круглый диск разделенный пополам. Так вот, этот сектор напоминает по форме половинку диска, центр тяжести которого смещен к краю. Он размещен на специальной опоре, которая позволяет ему свободно вращаться в разные стороны. Мы двигаемся , а сектор вращается.  Через эту опору и шестерни, энергия от вращения сектора передается пружине, и заводит ее. Чтобы завести пружину , диск должен обладать хорошей инерцией.  Для этого его делают максимально возможным диаметром, а по краю сектора расположено тяжелое полукольцо из фольфрамового сплава.

Чтобы такой массивный диск не порвал пружину, часы такого типа имеют защиту от поломки. То есть , когда пружина заведена на максимум, ее край начинает попросту проскальзывать, предотвращая дальнейшее натяжение. Проскальзывание можно сопровождается еле слышимыми щелчками.  Сектор вращается в оба направления на 360 градусов. В одну сторону заводит пружину, в другую сторону вращается в холостую. В некоторых моделях применяется метод, когда диск заводит пружину в обе стороны, но это достаточно сложный механизм .

 

Достоинством таких часов является то, что их не нужно заводить. При современном ритме жизни можно просто забыть это сделать. Пружина постоянно сохраняет свое состояние полного завода, что улучшает точность хода. В течении дня такие часы, как правило,  заводятся полностью.  Если же вы носите часы не часто, то время от времени их можно заводить в специальных шкатулках. В таких шкатулках имеется механизм, который вращает часы, тем самым заводит их.

Если вы активный человек , который ценит свое время, то эти часы просто созданы для вас.

Все о механических часах с автоподзаводом

Часы с автоподзаводом – классика и роскошная практичность. Появившись в 40-х годах, они завоевали рынок часов, и по сей день занимают лидирующие позиции.

Работа этого механизма основана на элементарных законах физики – инерции и всемирного тяготения. Движение стрелки осуществляется благодаря пружине, а основа автоподзавода – это небольшой груз, имеющий форму полукруга, центр тяжести которого смещен. Вращение груза вокруг оси (возникающее благодаря естественным движениям обладателя часов) запускает процесс выделения энергии, которая, в свою очередь, натягивает пружину и заводит часы . Таким образом, если вы носите механический хронометр ежедневно – необходимость в его заводе отпадет сама собой, если же надеваете периодически – время от времени придется заводить часы самостоятельно.

Как заводить механические часы с автоподзаводом?

Как правило, у всех моделей перечень действий одинаков:

  • Для начала необходимо прочитать инструкцию по эксплуатации часов, в которой обязательно должно быть указано, как заводить механический хронометр правильно.
  • Снимите часы с руки.
  • Если ваш механический хронометр имеет систему гидроизоляции, то для правильного завода необходимо сначала открутить головку, защищающую часы с автоподзаводом от попадания капель воды.
  • Аккуратно вращайте ее по часовой стрелке необходимое количество раз до упора. Прокручивание головки может даваться с трудом – это нормальное явление для механических часов, именуемое « дефектом эргономики ».
  • Если вы выкручивали заводную головку, не забудьте вернуть ее в правильное положение – плотно прикрутив к часам с автоподзаводом.

Общие рекомендации

Их довольно много, но вот наиболее распространенные:

  • Оптимальное количество часов в сутки, которое часы с автоподзаводом должны находиться на руке для того, чтобы работать правильно -12.
  • Сигналами, говорящими о необходимости завести часы , являются отставание или полная остановка.
  • Во время завода всегда снимайте механический хронометр с руки. Данное правило поможет уберечь часы от преждевременного выхода из строя.
  • Не давите на заводную головку, доведя ее до ограничителя. Детали механического хронометра достаточно хрупкие, что может полностью вывести его из строя и ваш аксессуар с автоподзаводом перестанет работать.
  • Никогда не совершайте обратное движение головкой (против часовой стрелки) – это может повредить хрупкий механизм часов с автоподзаводом.
  • Не заводите часы при повышенной влажности или в случае высокого содержания пыли в воздухе – работа с механизмом открывает к нему доступ, а попадание в часы частичек пыли или воды чревато тем, что механические перестанут четко функционировать.
  • Не рекомендуется заводить механические часы с автоподзаводом , носить которые вы пока не собираетесь. Стоит определиться, действительно, ли вам нужно поддерживать механические в заведенном состоянии в течении продолжительного периода, если вы их не используете. В этом случае часы лучше оставить в состоянии покоя до того момента, когда вы наденете их в следующий раз.
  • Если с автоподзаводом часы находятся на Вас в статичном положении достаточно долго, то при первой же возможности подвигайте рукой с часами – это мгновенно активирует механизм. И часы с автоподзаводом начнут свой ход.
  • Не надевайте хронометр с автоподзаводом, когда от вас требуются неестественно частые и энергичные движения руками (например, занятия спортом) – механизм на это не рассчитан.
  • Не храните часы рядом с предметами, которые создают вокруг себя магнитное поле. Они могут оказывать влияние на работу хронометра с автоподзаводом, например, заставить их идти быстрее.
  • Несмотря на то, что многие часы с автоподзаводом имеют определенный уровень водонепроницаемости (который рассчитан преимущественно на случайные капли воды), для плавания под водой необходим ее более высокий уровень.

Виндер

Для того, чтобы механические часы с автоподзаводом были заведены 24 часа в сутки, можно использовать специальную шкатулку – виндер. Она имитирует естественное движение руки человека, позволяя поддерживать часы в рабочем состоянии круглосуточно, даже если вы носите их не каждый день. Вы просто раскладываете механический хронометр на специальной подушечке и настраиваете режим, определяющий вращение ротета. Виндер может выполнять свои непосредственные функции или показывать окружающим статус его обладателя, так же, как и сами часы . Изготавливаются такие шкатулки из различных материалов: от пластика до дерева и кожи, и стоят от двух-трех тысяч рублей до полумиллиона. Различаются они также и по размеру, так как некоторые из них способны вмещать в себя не одни механические часы с автоподзаводом , а двое или еще больше.

Хронометр с автоподзаводом – это часы , которые требуют ухода и бережного отношения. Регулярно проверяйте механические аксессуары такого типа на герметичность, и раз в несколько лет отправляйте на специализированное обслуживание к мастеру, который проверит часы с автоподзаводом на наличие мусора, смазывающих веществ и, при необходимости, заменит износившиеся детали.

Как работает автоподзавод

Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году Rolex выпустил первые наручные автоматические часы . Но по-настоящему массовое их производство началось только через 20 лет. С тех пор, благодаря своему удобству, автоподзавод завоевал огромную популярность. Как устроены и работают такие часы , каковы их плюсы и минусы?

Источником энергии в механических часах является пружина. В обычных часах она заводится вручную: вращение головки через систему колес передается на вал барабана. Как заставить часы заводиться самостоятельно? Если в спичечный коробок положить камушек и потрясти, камушек будет двигаться внутри коробка. Перемещаться его заставляют инерция и сила тяжести. Часы с автоподзаводом в чем-то похожи на наш коробок. В них тоже есть «камушек» - закрепленный на оси металлический груз, обычно выполненный в форме сектора. Центр тяжести сектора смещен к краю, и при любых движениях руки он поворачивается вокруг оси, заводя через систему шестерен пружину часов. Чтобы сектор мог преодолеть сопротивление пружины и завести часы , он должен обладать большой инерцией. Поэтому сектор изготавливают из двух частей: тонкой легкой верхней пластины и полукольца из тяжелого вольфрамового сплава. Диаметр сектора стараются сделать максимально возможным. Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полной заводке внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерной заводки и поломки. Иногда, заводя такие часы , можно услышать легкие щелчки - это звук проскальзывающей пружины.

Вопрос, который интересует всех Долго ли, коротко ль…

От забора и до обеда…

Сколько нужно махать руками, или сколько надо сделать шагов, чтобы часы с автоподзаводом оказались полностью заведенными? Чтобы ответить на этот вопрос мы взяли самые доступные часы с автоподзаводом и индикатором запаса хода - ORIENT 2EW03005. Вооружившись шагомером, мы через какое-то число шагов записывали показания индикатора запаса хода. В таблице приведены результаты нашего эксперимента. Безусловно, это данные для конкретных часов и конкретного человека. Другая модель или даже человек с другой походкой дадут другие результаты. Нелинейная зависимость между числом шагов и степенью завода - отражение нарастающего усилия пружины. Напомним, что большинство производителей говорят, что для полного завода пружины часы необходимо носить около 8 часов.

Шаги

Показания индикатора запаса хода, часы

100

10

240

20

310

24

450

30

550

35

700

40

Плюсы и минусы

Основное достоинство часов с автоподзаводом состоит в том, что их не надо ежедневно заводить. Но помимо удобства есть и еще два небольших преимущества. Сектор постоянно поддерживает пружину в состоянии, близком к полному заводу, а это позволяет достичь лучшей точности. Второе преимущество связано с водонепроницаемостью. Втулка заводной головки - одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а, значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь. Конечно, есть и минусы. Автоподзавод - дополнительное и довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью растет и вероятность поломок. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах. Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов. Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам. Бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры. Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов снабжены автоподзаводом, исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели. В дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости. А в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину еще, добавив автоподзавод, уже неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести.

Движенье - жизнь

Если у человека одни часы , которые он носит каждый день, и этот человек ведет активный образ жизни, то для него автоподзавод - хороший выбор. При достаточной точности хода владелец часов будет прикасаться к заводной головке только раз в несколько недель. А если двигательная активность человека мала, то часы не будут успевать заводиться, и будут останавливаться. Пенсионеру, большую часть дня проводящему на диване у телевизора, такие часы не подойдут. Это необходимо учитывать, предлагая ту или иную модель покупателю. Также автоподзавод теряет смысл, если у человека несколько часов, и он носит их попеременно.

Идея создания вечного двигателя настолько сильна, что системы, в чем-то похожие на автоподзавод. появились даже в кварцевых часах. Но о них - отдельный рассказ.

Автоподзавод: основные принципы работы

19-07-2010

Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году компания Rolex выпустила первые наручные автоматические часы. Правда, их массовое производство началось только через 20 лет, но с тех пор, благодаря удобству, автоподзавод завоевал огромную популярность. Источником энергии в механических часах является пружина. В обычных часах она заводится вручную: вращение головки через систему колес передается на вал барабана. Как же заставить часы заводиться самостоятельно?

Если в спичечный коробок положить камушек и потрясти, камушек будет двигаться внутри коробка. Перемещаться его заставляют инерция и сила тяжести. Часы с автоподзаводом в чем-то похожи на коробок. В них тоже есть «камушек» — закрепленный на оси металлический груз, обычно выполненный в форме сектора. Центр тяжести сектора смещен к краю, и при любых движениях руки он поворачивается вокруг оси, заводя через систему шестерен пружину часов.

Чтобы сектор мог преодолеть сопротивление пружины и завести часы, он должен обладать большой инерцией. Поэтому сектор изготавливают из двух частей: тонкой легкой верхней пластины и полукольца из тяжелого вольфрамового сплава. Диаметр сектора стараются сделать максимально возможным. Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, независимо оттого, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полном заводе внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерного завода и поломки. Иногда, заводя такие часы, можно услышать легкие щелчки — это звук проскальзывающей пружины.

Сколько махов руками или сколько шагов необходимо сделать, чтобы часы с автоподзаводом оказались полностью заведенными? Чтобы ответить на этот вопрос, мы взяли самые доступные часы с автоподзаводом и индикатором запаса хода — ORIENT 2EWO3OO5. Вооружившись шагомером, мы через какое-то число шагов записывали показания индикатора запаса хода. В таблице приведены результаты нашего эксперимента. Безусловно, это данные для конкретных часов и конкретного человека, а другая модель или даже человек с другой походкой предемонстрируют другие результаты. Нелинейная зависимость между числом шагов и степенью завода — отражение нарастающего усилия пружины. Напомним, что большинство производителей говорят, что для полного завода пружины часы необходимо носить около 8 часов.

 

 Сколько шагов нужно сделать, чтобы завести часы с автоподзаводом?   
   
 Шаги Показания индикаторов запаса 
   
100 10
240 20
310 24
450 30
700 40

Основное достоинство часов с автоподзаводом состоит в том, что их не надо ежедневно заводить. Но имеются еще два небольших преимущества. Сектор постоянно поддерживает пружину в состоянии, близком к полному заводу, а это позволяет достичь лучшей точности. Второе преиму¬щество связано с водонепроницаемостью. Втулка заводной головки — одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь.

 

Механизмы с автоподзаводом и ручным заводом

Автоподзавод — довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью возрастает и вероятность поломок, кроме того, часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах. Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов. Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам - бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры.

Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов оснащены системой автоподзавода. Исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели: в дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости, а в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину посредством добавления автоподзавода будет неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и более мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести. Таким образом, дорогие часы нередко оснащены механизмом с ручным заводом.

В большинстве современных часов сектор свободно вращается на 360°, во многих старых моделях угол его поворота был ограничен специальными амортизирующими упорами. Сектор может быть расположен в центре часов или смещен в сторону. Чтобы достичь наибольшего КПД, сектор делают максимального радиуса, а его ось располагают в центре механизма. Но во многих сложных дорогих часах используют сектор небольшого размера, ось которого

смещена к краю. Сектор автоподзавода может вращаться в любом направлении.

Односторонний автоподзавод

Некоторые механизмы имеют специальное реверсивное устройство, преобразующее двухстороннее вращение сектора в одностороннее вращение вала барабана. В некоторых завод производится только при движении сектора в одном направлении, а обратное движение происходит вхолостую. Механизмы с реверсивным устройством сложнее, но теоре¬тически имеют больший КПД. На практике эффективность обоих типов в некоторых случаях равна из-за потерь энергии, происходящих при переключении реверсивного устройства при смене направления дви¬жения сектора. Механизмы с однонаправленным заводом установлены, например, в некоторых моделях Romanson.

Большинство часов с автоподзаводом можно завести и обычным путем, с помощью головки, но не все. Трудно сказать, влияет ли наличие или отсутствие такой возможности на сложность, стоимость или надежность механизма. Заводить часы с автоподзаводом следует медленно, чтобы не испортить детали механизма. Как уже говорилось, сектор стремятся сделать максимально тяжелым, применяя для этого различные мате¬риалы. В большинстве часов он сделан из специального вольфрамового сплава, в самых дешевых — из латуни, а в некоторых особо дорогих моделях, чтобы подчеркнуть класс и стоимость часов, сектор изготавливают из золота.

Сектор является самой тяжелой деталью механизма, его опоры при работе испытывают большие нагрузки. Надежность часов зависит от качества этих опор: в старых конструкциях автоподзавода использовали опоры скольжения, а в современных — опоры качения, т.е. шарикоподшипники. Это не только увеличивает надежность, но и в несколько раз уменьшает трение.

Если у человека одни часы, которые он носит каждый день, и этот человек ведет актив¬ный образ жизни, автоподзавод для него – идеальный вариант. При достаточной точно¬сти хода владелец часов будет прикасаться к заводной головке только раз в несколько недель. А если двигательная активность человека мала, то часы могут не успевать заводиться и будут останавливаться. Например, для пенсионера, большую часть дня проводящего дома на диване у телевизора, такие часы не совсем подходят.

Разумеется, делая выбор в пользу покупки кварцевых, механических часов или часов с ручным заводом каждый из нас далеко не всегда руководствуется соображениями практичности и удобства. Сделать правильный выбор вам поможет еще одна опубликованная на нашем сайте статья, после прочтения которой вы будете обладать достаточно полной информацией для принятия взвешенного решения.

Версия для печати | вверх


Смотрите также