Как в домашних условиях починить наручные часы


Можно ли отремонтировать неработающие часы?

  • Другие магазины
  • MINIINTHEBOX.COM
  • Часы и таймеры
Каждый из нас рано или поздно получал неисправный, бракованный или плохо работающий товар. Я — не исключение. Осенью прислали неработающие наручные часы. (Ссылку на товар дать не удалось, поэтому советую искать в магазине эти часы по цене.) На форумах приходилось читать, что ремонтировать китайские часы бесполезно. Не скажу, что я великий оптимист, но все же решил не сдаваться… (Осторожно, обзор большой.) Начну с небольшого отступления. Часы куплены за свои кровные. Я не имею от этого обзора никаких поинтов, скидок, бесплатных товаров. Раньше на этом сайте ничего не писал, но почерпнул здесь немало полезной информации. И поэтому решил поделиться собственным опытом. Известно, что подарки к зимним праздникам: Новому году и рождеству, Дню святого Валентина и Восьмому марта (март в Москве месяц зимний) надо покупать заранее. Только одно дело об этом знать, а совсем другое воплотить на практике. В нынешнем году дела с работой обстояли так, что появилась возможность подумать над подарками пораньше, а не носиться по магазинам 30-го декабря. Короче, я накупил в китайшопах массу полезных и бесполезных вещей. Среди них и эти часы. Осенью они стоили $6,99, а в декабре — $9,99, то есть подорожали почти в полтора раза (точнее, — в 1,43 раза). Что еще раз подтверждает сказанное о покупке подарков заранее. Часы кварцевые, неизвестного бренда Astina. Куплены в подарок девушке, но судя по отзывам на сайте магазина, мужчины себе тоже такие покупают. На сайте они представлены как unisex. На выбор предлагают три варианта цвета: черный, серебряный и бронзовый. Посмотрев отзывы и фотографии к ним выбрал бронзовый. Отзывы все как один положительные, но ко мне часы попали неработающими. К тому же, на стекле жирный отпечаток пальца. Он с внутренней стороны — не сотрешь. И еще пыль на циферблате.

На самом деле, часы симпатичные. Если не считать «милых» шуток китайских сборщиков, то выглядят они дороже, чем стоят. Выбрасывать жалко. Покрытие корпуса равномерное, без изъянов. Циферблат выполнен нормально, без больших огрехов. Время читается хорошо. У купленных ранее механических часов Eyki циферблат мутноватый и отдает дешевой китайщиной. У описываемых часов такого нет. Кстати, не понимаю, почему марку Eyki так хвалят посетители этого сайта. Корпус и задняя крышка металлические. Разумеется, на крышке написано, что она из нержавейки. Правда или нет, не знаю. Часы легкие (взвесить не могу – весы пока не купил). Размер (длина) корпуса с ушками – 44 мм. Диаметр корпуса без головки – 40 мм. Толщина по центру часов – 7,5 мм. Размер ремешка – 20 мм, поэтому замену можно легко подобрать. Ремень выполнен из материала, напоминающего замшу, но, конечно же, это какая-то синтетика. Мне кажется, что ремешок и покрытие корпуса недолговечны. Возможно, я ошибаюсь. Царапать корпус, чтобы проверить не буду. Со временем «эксплуатационные испытания» выявят истину. Если же этих часов надолго не хватит, будет что подарить в следующий раз. От ценового диапазона 200-300 рублей не нужно много требовать. Такие часы покупают на один сезон. И уж точно не следует сравнивать их с моделями за 3000-6000 рублей, как делают некоторые. Если часы стоят в 20 раз (!) дороже, они просто обязаны быть лучше. На задней крышке и ремешке есть забавная надпись: FRENCH CYBER DESIGN. На циферблате еще одна: CYBER DESIGN. Как это переводится? Французский кибернетический дизайн? Повторю, что часы понравились, и я решил попробовать их реанимировать. Но сначала отложил на время – вдруг потребуется выслать обратно в магазин. Ответ из MiniInTheBox пришел быстро. Суть его такова: чтобы мы смогли помочь, изложите проблему. В общем, это стандартная отписка, которая была у них под рукой. Повторно описал проблему. В ответном сообщении мне предложили купон на $10 (часы стоили $7). Купон действителен до середины следующего года, то есть на тот момент оставалось месяцев восемь до окончания срока. Я успокоился. А зря… Здесь надо внести некоторые дополнения. Общение со службой поддержки проходило на русском языке. Я считаю, что магазину за это +. Другой плюс за то, что в посылку вкладывают упаковочный лист (на русском языке) с перечислением отправленных товаров. Если что-то пропало по дороге, это сразу станет ясно.

Еще нужно сказать, что я уплатил страховку за доставку всего заказа — $0,99. Кроме часов в посылке были и другие товары. Сама доставка бесплатная. Не знаю, повлияло ли наличие страховки на решение возместить стоимость, и что будет, если не страховать заказ. Прошло время. Я снова одержал победу над жабой, и решил купить себе еще одни, не знаю, какие по счету, часы. Хороший момент, чтобы воспользоваться заветным купончиком на десять баксов. Увы, при оформлении заказа появилась надпись, что такого купона не существует. Я, естественно, написал в службу поддержки. Пришла отписка, в которой порекомендовали воспользоваться FAQ на сайте. Пишу второй раз, снова описываю проблему. Приходит ответ, в котором говорится, что проблема может возникнуть, если заказ делать в рублях, а купон применять долларовый и еще в каких-то случаях. Я думаю, что заказ я делал правильно, это у них в магазине сбой. Самое главное, дали новый купон, который нормально сработал. В целом, к магазину я претензий не имею, несмотря на отписки. Более того, в моей практике это самая хорошая работа с клиентом. Всего я предъявлял претензии по поводу бракованных или ошибочных товаров четырем магазинам: Tmart, PriceAngels, DealeXtreme и MiniInTheBox. Хуже всего Tmart – там просто никак не реагируют, даже отписок не высылают. Чтобы меня не обвиняли в клевете, привожу факты.

Дополнительная информация

Перед вами снимок с экрана монитора. Это «тикеты», то есть вопросы к клиентской службе магазина Tmart (кликните для увеличения). Снимок не очень, но можно разглядеть, что всего вопросов пять. Один из них решен. Была распродажа, но товаров этих в магазине почему-то не было. В общем, предлагают несуществующие товары. Через некоторое время магазин сам предложил вернуть деньги и их вернул. Вопрос был решен. Однако ни по одному из дефектных товаров, а их, посмотрите на фото, аж целых четыре, ответа нет. Написано: «Ожидание ответа представителей обслуживания клиентов». Так вот, ожидание по первому бракованному товару длится с 3 декабря. Сегодня 23 декабря. Даже отписок не присылают. При этом мне присвоили статус T1, по которому положено первоочередное обслуживание, в том числе ответы клиентской службы. P.S. Писал саппорту (хорошо, что общался с ним по поводу возврата денег, теперь адрес знаю — на сайте просто нет адреса, кому написать, одни тикеты). Только сегодня (23.12.2013) получил ответ на английском. Смысл такой: извините за ожидание. чем могу помочь. Отписка, но все же хоть какой-то отклик. Ура! Саппорт Тмарта скорее жив, чем мертв! Теперь настало время заняться ремонтом часов. Сразу скажу, что я не часовой мастер. Теперь пару слов вообще о ремонте. При плохом ремонте автомобиля могут отказать, например, тормоза, или отлетит на большой скорости колесо, что весьма опасно. Неграмотный же ремонт часов к фатальным последствиям не приводит. Поэтому бояться нам нечего. Специальный инструмент для вскрытия корпусов я только собираюсь купить, поэтому пока открываю ножом. Здесь крышка-хлопушка, то есть без резьбы. Механизм очень простой. Выполнен из пластмассы. На более дорогие часы ставят из металла. На механизме написано «Сингапур», еще есть буквы и цифры.

Главное, смотрим, какая установлена батарейка, поскольку с нее мы начнем. Маркировка 377А. Если кто не знает, буква в обозначении говорит о химическом составе начинки. Нам же важен размер. То есть, подойдет любой элемент с индексом 377. Я знаю одну лавочку в Сокольниках, где батарейки дешевые, но, похоже, что и правда фирменные. По крайней мере, в наручных часах они служат по много лет. Итак, в данном случае элемент 377 известной швейцарской фирмы Renata (входит в группу Swatch) обошелся, не поверите, всего в 40 рублей. Заменил батарейку и – о, чудо! – часы пошли. А говорят, что если прислали неработающие китайские часы, меняй или не меняй батарейку – толку не будет. Оказывается, иногда дело в элементе питания. Теперь нужно очистить циферблат и стекло. Прежде, чем вынуть механизм, требуется демонтировать заводную головку. Обычно в механизме рядом с валом головки есть кнопка. На нее нужно нажать толстой иголкой или разогнутой канцелярской скрепкой и одновременно вытягивать головку. В данном случае такой кнопки не нашлось. Головка фиксируется металлической пластиной, которая одновременно прижимает батарею, создает сопротивление при вытягивании заводной головки и, по-видимому, выполняет еще какие-то функции. В общем, производитель постарался уменьшить количество деталей и удешевить производство. На фото показано, куда надо нажимать.

Поскольку белый пластмассовый контейнер вокруг механизма установлен враспор, поддеваю его ножом и вынимаю из металлического корпуса. Внимание! Механизм нельзя класть на стол циферблатом – повредятся стрелки. Кстати, при отсоединенной головке стрелки могут под действием силы тяжести самостоятельно поворачиваться – это не является неисправностью.

Теперь аккуратно сдуваю пыль (по-хорошему, нужна спринцовка, обязательно вымытая внутри). Протираю циферблат бумажной салфеткой аккуратно, чтобы не повредить стрелки. Есть возможность рассмотреть, что написано на циферблате. Оказывается, механизм здесь японский (напомню, на самом механизме написано «Сингапур»). Еще указан калибр механизма. Скорее всего, цифры взяты с потолка.

Теперь попробую почистить стекло. В столовой, наверное, ложки закончились, поэтому сборщику пришлось есть руками. Почему я так думаю? Жирный отпечаток пальца со стекла удалял мокрой салфеткой, потом сухой, а затем протирал тканью для очистки объективов фотокамер. Как пишут в инструкциях, сборка осуществляется в обратном порядке. Но не тут-то было! Крышка не захотела вставать на свое место. Она очень тугая. А сильно на нее давить я побоялся. После двадцать восьмой попытки, было принято решение обратиться к профессионалам. Мой вам совет: никогда не заменяйте батарейки, ремни, стекла у мастеров, которые сидят за маленьким прилавочком в торговом центре. Они и часы царапают, и батарейки устанавливают восстановленные, которые через неделю отказывают. У нас в Москве сейчас стараются взять на эту (и не только на эту) работу людей, готовых трудиться за гроши с утра до ночи. И не важно, умеет человек работать или нет. Согласен с такими условиями? Поздравляем, теперь ты часовой мастер! Точные приборы надо ремонтировать в мастерских, которые расположены на первых этажах жилых домов, и существуют еще со времени развитого социализма. В одной из них угрюмый профессионал с увеличительным стеклом в глазу, был похож на киборга, но работу выполнил на «отлично». За что и содрал 100 рублей. Итак, подведем баланс. Затраты: цена часов + цена батарейки + услуги часовщика: 7+1,2+3= $11,2. Минус купон $10. Итого, покупка обошлась в $1,2.

В настоящее время отремонтированные часы ждут, когда их подарят. В заключение, по традиции фото с животными. Они тоже ждут… Ждут, когда часы пробьют двенадцать. Всех с наступающим!

Фото

Планирую купить 0 Добавить в избранное Обзор понравился +42 +64

Ремонт часов своими руками

Главная » 2017 » Апрель » 14 » Ремонт часов своими руками - Online Пособие для начинающего мастера - Механические часы - Настенные часы - Наручные часы

Ремонт часов своими руками - Online Пособие для начинающего мастера - Механические часы - Настенные часы - Наручные часы
Предположим, что к вам в руки попали часы. Это могут быть часы вашего дедушки, друга, знакомого, или даже ваши собственные часы, про которые вы давным-давно позабыли. Они когда-то остановились и перестали показывать время. В поисках необходимых инструментов вы перевернули квартиру «с ног на голову» и, при помощи подручных средств, умудрились вскрыть их. Но стоит ли так торопиться? Возможно, эти часы еще можно отремонтировать.

Отложите «расчленение» и ознакомьтесь с этой статьей, в которой мы расскажем вам, с чего следует начинать, чтобы в окончании достигнуть желаемого результата.

Если вы новичок и ранее никогда не имели дел, связанных с ремонтом часового механизма, то вам стоит ознакомиться с несколькими правилами, которых придерживается любой часовой мастер.

1. Часовой механизм – это сложнейший «организм», в котором все его элементы работают, как единое целое. Поэтому ремонт часов должен быть бережным и аккуратным. Вы должны понимать, как они работают, ведь некоторые детали механизма часов настолько малы, что повредить их не составит особого труда. 2. Помните, что для бережного извлечения составных частей механизма нужны соответствующие специализированные инструменты. В противном случае, ваш ремонт приведет к обратно пропорциональному результату. Стоит также отметить, что даже если каким-то чудесным образом эти инструменты оказались у вас под рукой, но при этом вы не имеете ни малейшего представления о механизме часов – они вам не помогут. Если не уверены в своих силах и не обладаете достаточным опытом - лучше отдайте ваши часы в мастерскую. Профессионалы своего дела отремонтируют их должным образом.

3. Часовые механизмы времен Советского Союза по сложности ремонта не уступают своим более именитым и дорогим собратьям из Швейцарии.

4. Как и большинству других механизмов, часам нужна смазка. Без нее они работать не будут. Помните, что под словом смазка мы имеем в виду специализированное вещество, предназначенное именно для часовых механизмов, а не вазелин или, еще лучше, масло подсолнечника. Последние два варианта не годятся даже в качестве временного решения проблемы. Смазка должна наносится на требующие того части механизма, с точным соблюдением количественных пропорций вещества. Если вы думаете, что часовой мастер, проводя ремонт, обильно поливает весь механизм из огромной масленки, то вы сильно заблуждаетесь.

5. Если по каким-либо причинам вы все же не хотите отдавать ваши часы в профессиональную мастерскую и не можете избавиться от желания провести соответствующий ремонт самостоятельно, приобретя специализированные инструменты, знайте, что часового набора за 600 рублей, которой можно купить в большинстве интернет-магазинов будет недостаточно. Это бесполезная трата денег. Качественный часовой инструмент стоит дорого, а его приобретение для разового ремонта не самый рациональный поступок. 6. Перед тем как начинать работу, ознакомьтесь с соответствующей литературой. Для новичка мы рекомендуем книгу «Конструкция и технология сборки механических часов» С.М. Тагирова. Она отличается четкостью и предельной краткостью изложенного в ней материала. После ее прочтения, на большую часть ваших вопросов будет дан ответ. Согласитесь, нет ничего хуже новичка, не разбирающегося даже в азах того дела, за которое он решил взяться, да еще и осыпающего вас постоянными вопросами: «что, да как?». 7. Помните - не стоит касаться составных частей часового механизма руками. Для этих целей необходимо использовать пинцет, перчатки, напальчники или, на худой конец, зубочистку. 8. Собрались сделать ремонт часов своим хобби? Будьте готовы к большим финансовым затратам. Часовые инструменты начального уровня, предназначенные в первую очередь для сборки часов, стоят около десяти тысяч рублей, для минимального ремонта – от ста тысяч. Купить все сразу в любом случае не получится. На сборку полного комплекта инструментов может уйти вся жизнь. То же правило применимо и к обучению ремонту.

Терпение – неотъемлемая черта характера любого часового мастера. Без него в этом деле никуда. Прежде всего, вам стоит честно ответить самому себе на один простой вопрос: «нужно ли вам это все?». Положим, что вы все же обзавелись необходимым инструментом и оборудовали свое рабочее пространство. С чего начать? Не знаете? Мы подскажем. Определите поломку либо неисправность механизма часов, приведшую к их неправильной работе или остановке. В 80-ти % случаев – это попадание на детали механизма грязи и высохшая смазка. Такого рода нарушения работы механизма можно определить на глаз. Их главными признаками являются черные трибы и высохшие масленки. Решением этой проблемы является разборка часового механизма, очистка всех его частей от загрязнений и смазка. Помните о терпении, описанном нами выше? Что же, именно в такие моменты оно вам понадобится. Спешка – ваш страшнейший враг.

Самой важной частью этого ремесла, которой вам нужно будет обучиться, является разборка и сборка механизма часов. Для обучения подойдут старые, не подлежащие ремонту часы – это лучший вариант. От ошибок вы не застрахованы, как и любой другой человек, а при подобном обучении их не избежать. Самым оптимальным для обучения вариантом мы считаем будильник «Слава». Его часовой механизм похож на большинство наручных механических часов, а детали не столь мелкие.

Соблюдайте следующую последовательность действий и у вас все получится.

Давайте рассмотрим ее на примере вышеназванного будильника.

 

Первое – снятие задней крышки. Открутите ключи завода, снимите кнопочки перевода часовых стрелок, после чего открутите крепежные винты. В наручных часах задняя крышка часов может крепиться к их корпусу, как винтами, так и при помощи специальных защелок. Второе – извлечение механизма. Внимательно осмотрите и изучите способ, при помощи которого был осуществлен крепеж. Отвинтите крепежные винтики. Если у вас в руках наручные часы, перед извлечением механизма, достаньте заводной вал, переведя его в режим подводки, и слегка надавите на подавку, после чего выньте его. По окончании процедуры извлечения механизма заводной вал необходимо установить обратно. Третье – съем стрелок и циферблата. Первые, снимаются достаточно легко - их нужно всего лишь слегка поддеть. Для этого используйте корсунки (пинцет, кусачки). Благодаря этому инструменту, вы сможете избежать появления механических повреждений (царапин, микротрещин), как на стрелках, так и на циферблате. В случаях, когда модель часов, которую вы ремонтируете, не оснащена календарем или боем, то циферблат, часовое колесо и стрелки представляется возможным снять как единое целое. Внимательно отвинчивайте все крепежные винты. В большинстве случаев, они располагаются на торцевой стороне механизма друг напротив друга. Все действия, связанные с разборкой и сборкой, необходимо выполнять на специализированной подставке, препятствующей проникновению пыли в ваше рабочее пространство с остальной поверхности, на которой установлена подставка. Четвертое – спуск пружины. Просим прощения за профессиональный сленг. Спуск – это ослабление завода пружины. Возьмите в руку пинцет, другой - подзаведите пружину на половину оборота и в этом состоянии пинцетом отведите собачку. После этого медленно, без резких движений, начните отпускать заводной вал и дождитесь момента, когда пружина раскрутится полностью. Пятое – съем балансного моста. Открутите крепежные винты. Далее, пинцетом подденьте мост и аккуратно, приподнимая его вместе с балансом, извлеките из часового механизма. Будьте осторожны. Не допустите сцепления спирали баланса с колесами. Помните, что если положить мост вниз балансом, можно повредить его ось. Не допускайте этого. Шестое – съем моста анкерной вилки. Открутите крепежные винты. Далее снимите мост, после чего снимите саму вилку. Седьмое – съем моста пружины. Это операция производится аналогичным шестому этапу способом. Восьмое – съем моста колесной системы. В первую очередь, извлеките минутный триб, расположенный на центральном колесе. Если вы практикуетесь при помощи будильника, о котором мы говорили чуть выше, то снимать минутный триб необязательно. Помимо этого, стоит отметить, что в механизме этого будильника мосты колесной системы и пружины - это одно целое. После того, как вы отвинтите крепежные винты и снимите мост, выньте колеса. Не торопитесь и доставайте колеса по очереди - это позволит вам избежать повреждений соседних колес. Вот и все. Вы разобрали свой первый часовой механизм. Однако его еще нужно и собрать. Для этого, выполняйте все те же действия в обратной последовательности. Первый раз – самый трудный. Поэтому, советуем вам не пытаться собрать все воедино по памяти. Это придет позже – с опытом. Лучше всего пробегайте глазами по описанной нами последовательности, только в обратном порядке и, только после этого, выполняйте соответствующее действие. Так вы сможете максимально быстро и качественно собрать ваш первый часовой механизм, который только что благополучно разобрали. Удачи в ваших начинаниях! После написания этой статьи у нас появилась новая,предлагаем познакомиться:

Как самостоятельно отремонтировать механические наручные часы. Инструкция для начинающих мастеров. Друзья, если у вас появились вопросы, по мере возможности я постараюсь ответить каждому.

Пишите, звоните и приходите по контактным данным,

размещенным тут (ссылка КОНТАКТЫ ТЦ САМОЛЁТ)

убедительно просим вас обратить внимание что наша мастерская находится в Самаре.   Надеемся, что прочитав эту статью, вы открыли для себя что-то новое и интересное. И помните, если вы являетесь обладателем одних из часов, о которых мы рассказываем на нашем сайте и чувствуете, что им нужен ремонт или техническое обслуживание или же вы просто хотите получить профессиональную консультацию высококвалифицированных часовых мастеров города Самара – можете смело обращаться к нам. Наши специалисты помогут Вам отремонтировать для Вас часы следующих типов: - старинные механические (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра); - настенные (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра); - напольные; - настольные; - карманные; - наручные; - и даже электронно-механические и кварцевые.

Искренне будем рады всем вашим мыслям, которые вы оставите в комментариях под этой статьёй.

Будем признательны и рады, если Вы загляните на страничку отзывов и добавите Ваш комментарий о работе с нами Добавить\Посмотреть Отзыв
Просмотров: 3313 | Добавил: AleksTigra-GoldKaa | Теги: механические часы, Настенные часы, Пособие для начинающего мастера, Ремонт часов своими руками, наручные часы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Глава 1. Ремонт механических часов

Глава 1. Ремонт механических часов

Разборка наручных часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 — баланс;

2 — ролик двойной;

3 — ось баланса;

4 — камень сквозной;

5 и 6—калош накладной и импульсный;

7 — копье;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12—полеты входная и выходная;

13 — спираль;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

27 — барабан;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

32 — собачка;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

— Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.

— Снять стрелки, освободить и снять циферблат.

Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.

— Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5–2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.

— Снять анкерный мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).

— Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.

— Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.

Чистка

Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательно в прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.

Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.

Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.

Сборка

Сборка часов производится в обратной последовательности.

Основные причины неисправности наручных механических часов и их устранение

— Если при заводе часы потрескивают, причиной может быть поломка или износ заводного колеса. В обоих случаях колесо следует заменить.

Заводное колесо может быть перекошено; чтобы исправить этот недостаток, достаточно затянуть винты. Перекос или изогнутость заводного вала приводят к тому же результату. Вал следует заменить.

Наконец, в ось заводного колеса могла попасть грязь.

В этом случае деталь надо промыть.

— Если туго переводятся стрелки, то причина, скорее всего, — заводской дефект переводного колеса, которое следует заменить.

— Если механизм не переключается с перевода стрелок на завод, надо проверить, не прижат ли за водной рычаг переводным (в этом случае отогните рычаг) или не ослабла ли пружина заводного рычага (пружину придется заменить).

— Если механизм завода выключается самопроизвольно, это значит, что фиксирующая часть пружины переводного рычага вышла из паза. Отогните пружину вниз.

— Если заводной вал вращается рывками из-за того, что погнут, следует выпрямить или заменить его.

— Если пружина не держится в заведенном состоянии, это значит, что сломана пружина собачки, которую надо заменить, или отвернулся винт собачки (тогда достаточно затянуть его).

— Если пружина туго заводится, следует смазать заводное колесо.

— Если часы не заводятся, значит, заводная пружина вышла из зацепления с крючком на валу барабана или лопнула в пределах первого внутреннего витка.

— Если при заводе часов пружина сперва идет с трудом, а затем срывается, значит, она лопнула в пределах 2–3 первых витков.

— Если минутная стрелка касается в одной точке стекла или циферблата, значит, погнута ось центрального колеса.

— Если механизм часов работает, но стрелки не вращаются, что обычно возникает из-за частого перевода стрелок, то необходимо заменить фрикционный узел (минутник с ведущим колесом).

— Если при переводе стрелок слышится треск, так как зубья вексельного колеса сломаны или погнуты, следует его выпрямить или заменить.

— Если при заводе пружины стрелки быстро вращаются, следовательно, сломалось одно из колес в основной колесной системе. Осмотрите ее и замените сломанное колесо.

— Если колеса вращаются тяжело, цепляясь друг за друга, надо проверить зазоры между ними и посмотреть, не попала ли в систему пыль.

— Если сломана заводная пружина, из-за чего при заводе она прокручивается до бесконечности, замените пружину.

— Если часы спешат и при этом слышится дополнительный стук, это значит, что заводная пружина слишком сильная и ее следует заменить.

— Если полностью заведенные часы останавливаются раньше времени, причина в том, что пружина проскальзывает в барабане из-за слишком большого количества масла. Промойте барабан в бензине, а пружину протрите папиросной бумагой.

Кроме того, может быть стерта головка пружины, которую в этом случае надо заменить.

— Если часы идут вяло, следует проверить, хорошо ли смазана пружина и не смята ли она.

— Если часы заводятся с трудом, то, скорее всего, от отсутствия масла в точке соприкосновения пружины и барабана. Смажьте пружину.

— При ходе часов слышен звон спирали: она периодически задевает близко расположенные детали.

— Календарь срабатывает неправильно по следующим причинам: диск календаря заклинивает на платине из-за того, что он погнут, диск лучше заменить; с трудом вращается из-за попавшей стружки или пыли (ее надо счистить), не затянуты винты крепления диска (закрепить), слишком много или слишком мало масла на штифтах толкателя и фиксатора.

— Если часовое колесо зажато циферблатом, его необходимо прогнуть.

— Если циферблат качается из-за плохого закрепления в платине или из-за сломанной ножки циферблата, надо завинтить до упора циферблатные винты. Если это не поможет, замените циферблат.

— Если циферблат сместился от центрального положения, отогните ножки циферблата и установите его по центру.

— Если стрелки соприкасаются друг с другом, установите их правильно.

— Если механизм качается в корпусе, затяните винты крепления.

— Если заводной ключ не фиксируется для завода пружины или перевода стрелок, следует проверить, не сломана ли пружина переводного рычага (фиксатора) или сам рычаг. В этом случае его придется заменить. Если рычаг цел, нужно затянуть до упора его винты.

Если часы останавливаются без видимых причин, проверьте следующие узлы:

— сцепление минутника с ведущим колесом. Оно может быть слишком слабым, в таком случае следует снять минутник с обода колеса, прижать колесо пинцетом и отверткой отогнуть фрикционные лепестки к центру. Если желаемый результат не достигнут, то лучше заменить весь узел;

— может быть сломан или погнут зуб часового колеса, тогда надо заменить часовое колесо.

Пыль и грязь, попавшие в колесную систему, также могут быть причиной остановки. Необходимо промыть механизм, а также проверить, не попал ли в механизм какой-нибудь сломанный винт.

Если часы останавливаются из-за того, что колеса покрыты коррозией, то ее можно попробовать снять; если колеса разъедены сильно, то лучше заменить их.

Часы могут останавливаться из-за того, что погнуты или срезаны зубья барабана, в этом случае надо заменить и барабан и заводную пружину. Кроме того, в барабане могут скапливаться грязь или стружка, поэтому его надо промыть в бензине, а пружину протереть бумагой.

Недостаточный зазор между деталями анкерного хода (например, анкерной вилкой и штифтами) может провоцировать вялый или меняющийся ход часов или даже их остановку.

Дефекты регулятора хода могут привести к тому, что часы будут спешить за один час на несколько минут. Например, за колонку или штифты регулятора может захлестнуться спираль. В таком случае витки спирали надо снять с колонки или штифтов, установить спираль на место и исправить ее, если она деформирована.

Разборка будильника

Процесс разборки будильника немного отличается от разборки наручных часов, поэтому он рассматривается отдельно. Детали устройства механического будильника — на рис. 2.

Рис. 2. Кинематическая схема будильника:

1 — узел баланса;

2 — вилка анкерная;

3 — колесо анкерное с трибом;

4 — колесо секундное с трибом;

5 — колесо сигнальное;

6 — колесо часовое;

7 — барабан хода с валом и пружиной;

8 — пружина запора сигнала;

9 — скоба с валом и молоточком;

10 — колесо храповое сигнальное с трибом;

11 — барабан сигнала с валом и пружиной;

12 — колесо центральное с трибом;

13 — колесо промежуточное с трибом

Движение передается от барабана (7) на центральный триб с центральным колесом (12).

С центрального колеса вращение передается на триб промежуточного колеса (13), затем — на секундное колесо (4) и на анкерное колесо (3). Анкерное колесо через анкерную вилку (2) передает импульс движения на балансовый регулятор.

Механизм сигнала работает следующим образом: движение передается от барабана (11) на триб сигнального колеса (10). Колесо приводит в движение спусковую скобу с валом и молоточком (9). Вся эта система представляет собой спусковой регулятор.

Сигнал действует через специальную пружину (8), которая давит на часовое колесо (6), прижимая его к сигнальному колесу (5). Когда выступ на часовом колесе совпадает с выступом на втулке часового колеса, механизм сигнала приходит в движение.

При разборке будильника в первую очередь надо отвернуть и снять заводные ключи хода и сигнала, затем снять кнопки перевода стрелок. Отвернуть три винта крепления крышки корпуса, снять их. Вынуть кнопку запора сигнала, после чего отвернуть втулку, в которой она находилась, и снять втулку с корпуса.

Вынуть механизм из корпуса. Снять минутную и часовую стрелки. Положить механизм циферблатной стороной вниз. Отвернуть три винта крепления подциферблатника и снять его вместе с сигнальным колесом и сигнальной стрелкой. Перевернуть механизм циферблатной стороной вверх для того, чтобы разобрать механизм перевода стрелок.

Основные неисправности механизма будильников и методы их устранения

— Если минутная стрелка соскочила с вала центрального колеса, замените ее.

— Если заводной ключ касается окружающих деталей, замените его.

— Если стрелки трутся о циферблат, установите их так, чтобы они были параллельны друг другу.

— Если заводная пружина не держится в заведенном состоянии, надо до упора завернуть винт пружины собачки или заменить пружину, если она сломана.

— Если будильник вообще не заводится, надо проверить следующие детали: вал барабана, на котором может быть сорвана резьба; заводное колесо, на валу которого также может быть сорвана резьба. Испорченные детали надо заменить.

— Если будильник спешит, причиной может быть слишком сильная пружина хода. В таком случае во время хода часов слышится характерный пристук.

Пружину надо заменить.

— Если за каждый час будильник спешит на несколько минут, значит, спираль баланса захлестнулась за близлежащие детали (в этом случае ее надо осторожно снять и установить на место) или же сама спираль слиплась из-за попадания смазки (промойте спираль).

— Если будильник отстает, надо проверить пружину хода. Она может быть смята, растянута из-за долгого использования (в этом случае — замените) или просто плохо смазана. Если с пружиной все в порядке, надо проверить баланс. Его спираль может быть неправильно установлена, в механизм могла попасть пыль и загрязнить баланс, наконец, может отсутствовать смазка (или наоборот — смазки слишком много и она загустела).

— Если будильник останавливается через некоторое время после завода, прежде всего следует проверить, не попала ли в колесную систему пыль или грязь; затем осмотреть винты, так как они могут отворачиваться или ломаться. Далее — проверить, нормально ли сидят колеса системы на своей оси и не покрыты ли они коррозией (если коррозия сильная, колеса необходимо заменить). Другие причины:

? износ зубьев анкерного колеса, которое в таком случае придется заменить;

? нарушение зацепления в колесной системе;

? сломанные или погнутые зубья барабана (тогда придется менять не только барабан, но и заводную пружину);

? сломанная пружина хода.

— Если пружина хода заводится до бесконечности, причиной может быть либо поломка пружины, которую следует заменить, либо то, что пружина отцепилась от крючка вала барабана. В этом случае надо закрепить внутренний виток пружины.

— Если пружина сигнала не держится в заведенном состоянии, следует проверить собачку сигнала; ее пружина может быть сломана или у нее откручен винт.

— Если пружина сигнала заводится до бесконечности, причины те же, что и при бесконечном заводе пружины хода.

Как выглядят отдельные детали часового механизма и каковы основные неисправности этих деталей (для механических часов)

Платина

Платиной называется специальное основание, на котором крепятся все детали часового механизма.

Для крепления деталей в платине делаются углубления и выступы (расточки). Соответственно, форма и размеры платины зависят от формы и размера часов. Делают платину, как правило, из латуни. Для того чтобы укрепить вращающиеся детали, нужны мосты, представляющие собой специальные латунные пластины различной формы и размеров. Например, в механических часах при помощи мостов крепятся следующие части: колесная система, система баланса, анкерная вилка и барабан. В том случае, если часы имеют дополнительные устройства (календарь, подзавод и т. д.), они тоже крепятся на мостах.

Детали двигателя

Двигатель является источником энергии для механических часов. Различаются два типа двигателей — гиревые и пружинные.

Гиревые двигатели могут работать только в стационарных условиях и отличаются большими размерами, поэтому их применяют в устройстве напольных, настенных, а также башенных и других крупных часов.

Пружинные двигатели более компактны и более разнообразны, чем гиревые, но менее точны.

Состоит такой двигатель из барабана, его вала и заводной пружины. Двигатели могут различаться по конструкции как самих пружин, так и по устройству барабана. Барабан может быть подвижным или неподвижным. Если барабан подвижен, значит, на нем и укреплена заводная пружина, если неподвижен, пружина укреплена на валу, который и вращается, барабан же остается зафиксированным. Как правило, двигатель с неподвижным барабаном используется в основном в крупногабаритных механизмах.

В часах упрощенной конструкции, например, в будильниках, иногда могут применятся пружинные двигатели без барабанов. В этом случае пружина крепится прямо к валу.

Барабан пружинного двигателя состоит из корпуса, крышки и вала. Корпус выглядит как металлическая коробка цилиндрического вида, у нижней кромки которой расположен зубчатый венчик. На дне корпуса расположено отверстие вала. Такое же отверстие имеется на крышке барабана. Кроме того, с краю крышки расположен паз для открывания крышки. Заводная пружина прикрепляется к валу специальным крючком. Наружный конец пружины крепится на барабане при помощи замка. Продолжительность хода часов от одного завода зависит именно от пружины, т. е. от ее размеров.

Все заводные пружины, кроме тех, что изготовлены из нержавеющей стали, подвержены коррозии. Она может возникнуть из-за попадания на пружину влаги или пыли.

Заводная пружина наряду с крючками барабана и заводного вала, зубьями барабана и барабанного колеса и пружинной собачки — это наиболее часто ломающиеся детали пружинного двигателя.

Первая операция при ремонте двигателя — вскрытие барабана. Это следует делать очень осторожно, так как неправильное вскрытие барабана может привести к его поломке. Вынимая пружину из барабана, берите ее за внутренний конец и осторожно придерживайте, чтобы она не могла мгновенно развернуться.

Заводная пружина может быть разорвана посередине или сразу в нескольких местах. Такую пружину надо заменить. Также пружина может быть оборвана на внутреннем витке. В этом случае ее надо попробовать исправить. Для этого внутренний виток пружины приходится вытягивать и распрямлять, следя, чтобы он не потерял свою спиральную форму.

Барабан может быть перекошен на валу, его зубья поломаны или деформированы, а также искривлены крышка или дно барабана. Если на зубьях барабана имеются заусенцы или царапины, их нужно зачистить.

Погнутые зубья распрямляются отверткой или ножом.

Если зубья сломаны, барабан придется менять.

Барабанное колесо, крепящееся на валу барабана, тоже может быть перекошено, искривлены или поломаны его зубья. В этом случае колесо лучше заменить, но если нет такой возможности, то недостающие зубья можно вставить, выпилив их из старого барабанного колеса и припаяв оловом.

Еще одной часто ломающейся деталью, особенно в наручных часах, является пружина собачки, изготовляемая из тонкой стальной проволоки (рояльной струны). В случае поломки легко можно изготовить новую пружину из отрезка струны. Если часы крупногабаритные, то пружина выпиливается из ленточной стали.

При установке пружину протирают сначала чистой тряпочкой, затем — промасленной папиросной бумагой. Конец пружины при этом придерживают плоскогубцами, стараясь не прикасаться к ней пальцами. При установке новой пружины в барабан используют либо специальное приспособление для навивки пружин, либо старый барабан с прорезанным в боку отверстием.

Это необходимо для того, чтобы пружина ровно легла в барабан и, кроме того, позволяет не трогать ее пальцами и не загрязнять при установке.

После того как пружина установлена и ее наружный виток закреплен на барабане, ее смазывают двумя-тремя каплями масла и закрывают крышку вала. Чтобы она держалась плотнее, барабан надо сжать между двумя брусками твердого дерева.

В гиревом двигателе наиболее уязвимыми деталями являются цепи, так как в процессе работы они постепенно растягиваются и отдельные звенья их могут раскрываться. Если это произошло, восстановить цепь можно с помощью плоскогубцев. Сначала звено цепи сжимают в продольном направлении, для того чтобы сошлись разошедшиеся концы, затем — в поперечном, чтобы исправить форму звена.

Если деформировано большое количество звеньев (до 20), то весь отрезок цепи можно убрать, на часах это практически не отразится. Более длинный отрезок цепи надо будет возместить.

Детали основной колесной системы (ангренажа)

Ангренаж — это одна из основных систем зубчатого зацепления, входящих в часовой механизм. Все часовые колеса состоят из двух частей — латунного диска с зубьями и оси со стальным трибом (шестеренкой). Триб, как правило, изготовлен как одно целое с осью. Вращение передается с колеса на триб (в механических часах).

Все дефекты зубчатой колесной передачи, как правило, обусловлены дефектами зацепления (слишком мелкое или слишком глубокое зацепление, сломанные или перекошенные зубья и так далее). Поэтому каждую пару колес следует проверять отдельно. Если выяснится, что какая-то пара колес вращается недостаточно свободно, надо проверить целостность зубьев по всей окружности и правильность расположения осей. По отношению к платине они должны быть перпендикулярны.

Если зубья колеса погнуты, их можно исправить при помощи широкой отвертки. В том случае, если зубья сломаны, лучше, конечно, заменить колесо. Но когда поломан только один зуб, его возможно заменить новым. Для этого в ободе колеса выпиливается прямоугольное отверстие, куда вставляют латунную пластинку. Затем припаивают новый зуб и обрабатывают напильником.

Детали регулятора хода

Колебательная система, или регулятор хода — очень важная деталь в механизме часов. Именно от него зависит точность хода часов. В наручных часах используется балансовый регулятор хода (баланс со спиралью). Внешне он представляет круглый обод.

крепящийся на оси. К верхней части оси прикреплен внутренний конец спирали (тонкой пружины). Изменением длины спирали можно регулировать период колебаний баланса, то есть суточный ход часов.

Длина спирали изменяется при помощи специального устройства, называемого градусником, или регулятором. Градусник крепится на балансовом мосту. На выступе градусника при помощи штифтов или специального замка крепится наружный виток спирали. На балансовом мосту имеется разметка со знаками «+» или «-». Если стрелку-указатель градусника переместить в сторону знака «+», то часы пойдут быстрее, если в сторону знака «-» до медленнее.

Иногда вместо штифтов или замка используются два ролика с рукояткой для вращения.

Регулятор—деталь очень хрупкая, и при повреждениях его обычно заменяют. Однако иногда, особенно если повреждения мелкие и незначительные, его можно починить.

Повреждения градусника могут быть следующие:

? неисправности штифтов градусника, которые в таком случае надо заменить, изготовив новые из куска латунной проволоки;

? коррозия самого градусника, легко исправляемая шлифовкой и полировкой;

? и, наконец, слабое крепление градусника.

Исправление деформированной спирали — задача слишком сложная. Поэтому в случае поломки или деформации спираль лучше заменить.

Детали спуска

В современных часах в основном применяются так называемые анкерные спусковые устройства.

Они передают энергию завода на баланс или маятник. Спусковое устройство состоит из ходового колеса, анкерной вилки и установленного на оси баланса двойного ролика с эллипсом.

Анкерная вилка, или просто анкер, представляет собой латунный либо стальной рычаг, в пазах которого расположены так называемые палеты — трапециевидные пластины, сделанные, как правило, из синтетического рубина. Между палетами и зубьями ходового колеса должен быть зазор, не позволяющий им заклиниваться. Если зазор недостаточен, палету можно переместить с помощью острой деревянной палочки.

Если палета сломана или на ребре появились сколы, ее надо заменить. Новая палета устанавливается в предварительно очищенный паз и приклеивается шеллаком.

Для предохранения анкера от случайных ударов и сотрясений имеется специальное устройство — так называемое копье. Оно делается из латунной проволоки. Копье не должно быть слишком коротким или слишком длинным, касаться платины и шататься в отверстии анкера.

Ремонт ходового колеса, в принципе, аналогичен ремонту других колес, входящих в состав часового механизма. Основные дефекты колеса также стандартны — это деформация и поломка обода и зубьев колеса, деформация оси, перекос колеса.

Любой, даже самый мелкий дефект зубьев ходового колеса может нарушить работу часов, поэтому в случае поломки зубьев колесо лучше заменить.

Если зубья колеса изношены неравномерно, колесо можно исправить на токарном станке, подровняв зубья напильником.

Сложность ремонта и хрупкость деталей анкерного спуска часто заставляет в случае поломки менять все спусковое устройство.

Детали стрелочного механизма

К стрелочному механизму относятся следующие детали: минутный триб (шестеренка), часовое колесо, вексельное колесо с вексельным трибом, переводное колесо. Колеса и трибы стрелочной передачи не имеют собственных осей.

На центральной оси крепится минутный триб, на втулке которого вращается часовое колесо. Вексельное колесо с вексельным трибом установлены на специальной оси, сделанной в виде штифта, закрепленного в платине. В наручных часах ось составляет с платиной одно целое.

Вексельный триб или вексельное колесо приходится ремонтировать нечасто. Большой радиальный зазор вексельного триба может вызвать перекос вексельного колеса и испортить зацепление его зубьев с зубьями минутного триба, а также зацепление часового колеса с вексельным трибом. В случае такого дефекта приходится менять ось вексельного триба, что легко сделать, если, конечно, она выполнена в виде штифта. Если же ось составляет с платиной одно целое, то старую надо будет срезать, а на ее месте просверлить отверстие и в него запрессовать новую ось необходимого вам диаметра.

В том случае, если платина слишком тонкая и вы беспокоитесь за ее прочность, ось надо осторожно пропаять.

Если же, напротив, триб вексельного колеса слишком туго насаживается на ось, тогда отверстие триба прошлифовывают, вводя в него медную проволоку, покрытую смесью масла с мелким наждаком.

Ось вексельного триба должна быть достаточно длинной, чтобы слегка выступать над его поверхностью. Это необходимо для того, чтобы триб не соприкасался с циферблатом. Если же триб слишком высок и все-таки трется о циферблат, то торец триба стачивают на мелкозернистом наждачном камне, после чего отверстие и зубья триба надо очистить от заусенцев.

Основной деталью стрелочной передачи, обеспечивающей движение всего стрелочного механизма, является минутный триб. Поскольку он насажен на центральную ось, то довольно частым видом ремонта является исправление посадки триба. Надо следить, чтобы при переводе стрелок минутный триб свободно проворачивался на оси, не вызывая торможения часового механизма.

Если у минутного триба слишком короткая и толстая трубка втулки, надо ее проточить. Для этого ее можно сжать кусачками, введя в отверстие минутника стальную иглу.

Следующая важная деталь стрелочной передачи — часовое колесо. Оно насажено на втулку минутного триба и должно вращаться совершенно свободно, но радиальный зазор при этом должен быть минимальным, чтобы колесо не перекашивалось. Иначе зацепление между часовым колесом и вексельным трибом будет нарушено. В том случае, если колесо все-таки перекосилось, придется изготовить новую трубку часового колеса. Для этого надо подобрать латунную проволоку подходящего диаметра, просверлить в ней отверстие и вытачать новую трубку.

Наконец, последняя деталь — переводное колесо. Причиной его некачественной работы зачастую является износ оси, из-за чего колесо неправильно сидит на ней. Если слишком разработалось отверстие оси, то под колесо надо подложить латунную шайбу; если же колесо просто болтается на оси (избыточный радиальный зазор), следует или заменить ось, или вточить в колесо втулку.

Кроме того, при недостаточной высоте оси переводное колесо может заедать. Чтобы устранить этот дефект, колесо надо прошлифовать на наждачном камне.

Зубья вексельного и часового колес могут быть вставлены заново по методу, описанному на с. 22. А зубья переводного колеса исправить сложнее, поскольку оно обычно изготовляется из стали. Проще заменить колесо целиком.

Детали механизма завода пружины перевода стрелок (ремонтуара)

У всех моделей часов механизм завода пружины и перевода стрелок во многом сходен. Различаются, как правило, лишь способы, которыми прикрепляются друг к другу составляющие этот механизм колеса.

В состав ремонтуара входят следующие детали: барабанное колесо, которое закреплено на квадратной части вала барабана, заводное колесо и заводной триб, установленный на заводном валу.

Заводное колесо устанавливается в гнезде барабанного моста и закрепляется накладной шайбой. При ее откручивании надо помнить, что винт, удерживающий шайбу, может иметь левую нарезку.

Если часы старые, то такой винт может вообще отсутствовать. В таком случае заводное колесо крепится шайбой с резьбовым отверстием.

Заводное колесо и заводной триб вращаются под прямым углом друг к другу и соединяются при помощи зацепления. Обычно у заводного колеса имеется один зубчатый венец для зацепления, но в часах устаревшей конструкции заводное колесо имеет два зубчатых венца: один предназначен для взаимодействия заводного колеса с барабанным, а второй, на торце, для взаимодействия с заводным трибом.

Если перевод стрелок в часах осуществляется, как в большинстве современных моделей, при помощи кнопки, то ремонтуар будет содержать кулачковую муфту, состоящую из заводного триба и заводной муфты. Устанавливаются они на заводном валу. На цилиндрической части вала расположен заводной триб, на квадратном — заводная муфта.

Сам заводной вал закреплен в платине.

В заводную муфту входит рычаг, который опускается при нажатии кнопки. Опустить рычаг можно при помощи пружинки.

Заводная пружина часов действует таким образом: вращающийся заводной вал увлекает насаженную на него заводную муфту, которая вращается вместе с валом и своими торцовыми зубьями зацепляет заводной триб, который передает свое движение заводному колесу.

Когда заводной вал вращается в обратную сторону, то собачка барабанного колеса тормозит барабанное и заводное колеса, а вместе с ними и заводной триб.

Когда вы хотите перевести стрелки, то нажатие кнопки приводит к зацеплению нижнего торцового зубчатого венца заводной муфты с вексельным колесом. Механизм завода пружины оказывается отключенным, и происходит перевод стрелок.

Если вы осматриваете механизм перевода стрелок, то необходимо тщательно проверить состояние зубьев всех колес и трибов, зазоры всех вращающихся деталей, а также то, насколько правильно взаимодействуют друг с другом рычаги.

Если обнаружится, что зубья заводного триба и заводной муфты погнуты, сломаны или стерты, то ремонт их бесполезен. Такие детали могут быть только заменены.

Одной из часто ломающихся деталей ремонтуара является заводной вал. Заводские причины дефектов могут быть следующие:

— слишком тонкая квадратная часть вала недостаточно четко входит в отверстие в заводной муфте;

— занижен диаметр заводного вала;

— выточка для переводного рычага на валу слишком узкая;

— заплечик заводного вала слишком короток для установки заводного триба;

— тонкая или короткая цапфа заводного вала.

В современных часах заводная головка выполнена как одна деталь, но в часах устаревших конструкций она представляет собой две детали; основная (собственно головка) и капсула, сделанная из мягкого металла (золота или серебра), которым обтягивают основную головку. Если покрытие головки нарушено, ее следует заменить.

Крепление головки на резьбе заводного вала должно быть надежным и крепким, ни в коем случае не допускающим самопроизвольных отвинчиваний.

Если заводную головку приходится менять, то обратите внимание на правильность выбора ее формы и размера. Так, например, заводная головка не должна слишком плотно прилегать к корпусу часов и должна быть достаточно большой, чтобы при заводе часов ее было удобно захватить пальцами.

Детали внешнего оформления

К деталям внешнего оформления часов относятся: циферблат, стрелки, корпус.

Корпус современных часов составлен, как правило, из четырех деталей: крышки, стекла с ободком, корпусного кольца. Если часы устаревшей конструкции, то у их корпуса могут быть две задние крышки.

Принципиальная схема соединения корпуса наручных часов такова: в проточку корпусного кольца запрессовывается стекло. Крышка часов навинчивается на корпусное кольцо и имеет уплотняющую прокладку. Заводной вал с головкой выводится в отверстие корпусного кольца через специальную втулку.

Корпусы — наручных часов разделяются по своим защитным свойствам на пыле-, влаго- и водонепроницаемые. Из них наиболее распространенным типом защиты корпуса является влагонепроницаемый.

Тип корпуса и его герметические свойства в основном зависят от конструктивных особенностей и качества уплотняющих прокладок.

Влагонепроницаемый корпус предназначен для того, чтобы предохранять часы от коррозии в помещениях с высокой влажностью или от проникания дождевых капель и т. д. Что касается конструктивных особенностей, то влагонепроницаемый тип корпуса мало отличается от других.

Защитные свойства корпуса часов зависят от надежности уплотнения. Все три типа корпуса имеют так называемую резьбовую книжку с уплотняющей прокладкой. Для того чтобы вывести заводной валик наружу, в корпусе имеется отверстие, снабженное втулкой-уплотнителем.

В часах с влагонепроницаемым корпусом плотность соединения повышают при помощи прокладок из хлорвинила или мягких металлических сплавов (например, свинец-олово). Самые распространенные — простые резьбовые крышки с прокладками, которые укладываются в кольцевой паз корпусного кольца. Крышки, закрепляемые в корпусном кольце при помощи дополнительного резьбового кольца, встречаются реже.

Что касается размеров и наружного оформления корпуса часов, то в этом отношении наблюдается большое разнообразие. Самые распространенные формы для часов — круглые, квадратные и прямоугольные, многогранные, а также в виде кулонов, брошей и даже перстней.

Большинство дефектов корпуса зависит, как правило, именно от его уплотнения. Если уплотняющее кольцо деформировано или повреждено, лучше его заменить; но, если замена невозможна, тогда соединение крышки с корпусом смазывают специальной смесью, сделанной из небольшого количества пчелиного воска и вазелина. Чтобы получить нужную смазку, смесь нагревают и тщательно размешивают. Когда образуется однородная масса, смазку наносят тонким слоем на край корпусного кольца.

Затем устанавливается крышка. После того как слой воска застывает, соединение крышки с корпусом герметизируется.

Самое уязвимое место влагонепроницаемого корпуса — это отверстие в корпусном кольце, через которое выводится заводной вал с насаженной на него заводной головкой. Такое соединение уплотняется втулками, устанавливаемыми в отверстии корпусного кольца. В часах некоторых конструкций имеется дополнительное пружинное кольцо, надеваемое на уплотняющую втулку. Втулка — самая изнашиваемая деталь этого узла.

Наиболее удачной конструкцией соединения является такая, при которой заводная головка навинчивается на шейку корпусного кольца. При этом она сама является уплотняющей пробкой. Если необходимо завести часы или перевести стрелки, головку отворачивают и слегка вытягивают из корпуса, после чего она функционирует как обыкновенная заводная головка.

Корпусы некоторых наручных часов, особенно женских, зачастую не имеют даже пылезащиты. В таких случаях корпус изготавливается в виде квадратной или круглой коробочки, в нижней части которой находится механизм, а верхняя половина, несущая стекло, надета на нижнюю и прикрывает собой циферблат. Поскольку механизм вставлен в нижнюю половину корпуса очень плотно, то часто при вскрытии такого корпуса механизм застревает и извлечь его довольно затруднительно. В этом случае необходимо осторожно установить механизм на место, а затем снова попробовать вытащить его, подсунув нож или отвертку под лапки платины, выступающие над кромкой нижней половины корпуса. Ни в коем случае не пробуйте приподнимать механизм за края циферблата.

Если корпус часов водо- или влагонепроницаемый, то механизм в нем обычно лежит свободно.

Для лучшей его фиксации в корпусе может быть установлено специальное пружинное кольцо, лапки которого упираются в заднюю крышку часов и в бортик платины. Иногда эти пружинные кольца выполняют функцию дополнительного противоударного устройства, являясь амортизатором.

Некоторые часовые механизмы перед установкой в корпус закрывают тонким латунным защитным кожухом со стороны мостов. При разборке механизма кожух, естественно, требуется удалить.

Как правило, в большинстве случав кожух на механизме не закрепляется и снять его нетрудно. Если кожух закреплен одним или двумя винтами, то их легко убрать.

В часах некоторых конструкций, как устаревших, так и современных, механизм закреплен в корпусе двумя винтами. Головка винтов может быть нормальной или частично срезанной. Чтобы вытащить механизм, винты с нормальной головкой следует вывернуть полностью. Если механизм закреплен винтами с частично срезанной головкой, их достаточно повернуть на пол-оборота, чтобы срез был направлен к корпусному кольцу.

Стекла для часов изготовляются, как правило, из синтетических материалов (чаще всего из плексигласа). Однако сами по себе плексигласовые стекла еще не могут обеспечить необходимой герметичности. Если стекло предназначено для влагозащитного корпуса, то допускается простая запрессовка стекла в корпусное кольцо; но при создании водонепроницаемых корпусов для обеспечения необходимой герметичности применяют дополнительное металлическое или пластмассовое кольцо.

Еще одним недостатком плексигласа является то, что он гигроскопичен, то есть поглощает влагу. В условиях сильной влажности (например, во время дождя или даже тумана) плексиглас может пропустить влагу внутрь корпуса часов. Если после этого наступит внезапное охлаждение часов, то на внутренней стороне корпуса и на стекле осядут капли воды, что обязательно приведет к коррозии стальных деталей механизма. Поэтому для повышения герметичности некоторых моделей часов в последнее время стали снова применять силикатные стекла.

Что касается возможных дефектов часовых стекол, то органические стекла с царапинами, а также покрывшиеся трещинами или отдельными матовыми пятнами необходимо заменить или тщательно отполировать. Не следует заменять силикатные стекла органическими.

В качестве материалов для изготовления корпусов настольных, настенных и напольных часов используются в основном дерево или пластмасса, реже металл. Корпуса будильников в большинстве случаев делают из металла или пластмассы. Заменить стекла в них несложно, а сам корпус практически не подвергается ремонту. Тем не менее лучше все-таки проверить отдельные детали корпуса, по возможности исправить вмятины и царапины на его поверхности (если корпус металлический).

Если корпус часов деревянный, то лопнувшие швы на нем надо аккуратно залить столярным клеем.

Циферблаты часов закрепляются специальными боковыми винтами. Винты зажимают ножки циферблата в отверстиях платины. Иногда циферблат может привинчиваться непосредственно к платине.

При разборке механизма циферблат надо снимать очень осторожно. Если на циферблате имеется гальваническое покрытие, то прикосновение пальцев может оставить на нем неустранимые пятна.

Кроме того, их поверхность легко можно оцарапать.

Циферблаты с эмалевым покрытием от легкого нажима получают сколы и трескаются. Если циферблат тонкий, то при неосторожном обращении он легко гнется.

Когда вы снимаете циферблат, то боковые винты следует отвернуть лишь настолько, чтобы можно было сделать это без усилий. После снятия циферблата эти винты надо опять завернуть, иначе они могут потеряться.

Если ножка циферблата сломана, можно припаять новую, но только в том случае, если циферблат эмалевый. На нем очищают место, где должна быть установлена новая ножка. Чтобы при этом циферблат не прогнулся и не потрескался, его надо поддерживать снизу пальцем. Ножки изготовляют из медной проволоки, диаметр которой должен равняться диаметру соответствующего отверстия в платине.

К центральному отверстию циферблата подбирается латунная втулка, входящая без зазора в это отверстие. Ее надевают на втулку часового колеса.

Затем сквозь соответствующее отверстие платины размечаются места пайки. Пайку нужно производить быстро, чтобы циферблат не успел прогреться. Пламя надо направлять преимущественно на проволоку ножки, нагревая ее до полного расплавления припоя.

Расположение стрелок на циферблате может быть нарушено. Если ось секундной стрелки не совпадает с центром секундной шкалы циферблата, то при отсчете времени может возникнуть ошибка в несколько секунд. В будильниках такой дефект может послужить причиной неправильной подачи сигнала.

Однако дефекты центрирования можно исправлять только в ограниченных пределах. Если циферблат металлический, то у него можно осторожно подогнуть ножки. Для этого циферблат следует установить на платине, положить на него деревянную пластинку и осторожно постучать по соответствующей стороне циферблата молотком.

К сожалению, на современных циферблатах, где употребляется в основном гальваническое или лаковое покрытие, замена ножки практически невозможна, так как даже самый незначительный нагрев циферблата вызовет появление на его поверхности неизгладимых пятен.

Загрязненный циферблат необходимо очистить.

Эмалевый циферблат лучше чистить бензином. В том случае, если он потрескался или слишком сильно загрязнен, его надо промыть. Для этого натрите циферблат мылом, а затем промойте его теплой водой. Чтобы удалить грязь из трещин, надо протереть циферблат срезом сырой картофелины. После промывки циферблат сушат, завернув в папиросную бумагу.

Печатные циферблаты, а также циферблаты с серебрением поля плохо переносят чистку. Бензин и спирт для их очистки применять вообще нельзя.

Если заменить циферблат невозможно, а знаки на нем стерлись, можно написать их черной краской или тушью. Для написания лучше использовать деревянную палочку.

Если знаки (штрихи и цифры) на циферблате не нарисованные, а приклеенные, то их лучше отполировать и покрыть бесцветным лаком.

Что касается стрелок часов, то прежде всего, конечно, они должны быть определенной длины и прочно удерживаться на осях. Стрелки не должны соприкасаться одна с другой или задевать циферблат или стекло. Если вы меняете стрелки, то лучше, чтобы они также соответствовали внешнему оформлению часов по форме и цвету.

Секундную стрелку лучше устанавливать по ходу часов, что дает возможность контролировать соприкосновение стрелки с циферблатом или платиной.

Если секундная стрелка расположена по центру циферблата, то она имеет изогнутый конец и устанавливается с зазорами относительно минутной стрелки и стекла. Боковая секундная стрелка должна быть совершенно плоской и проходить над циферблатом с минимальным зазором. Зазор между стрелками надо тщательно проверить по всей окружности циферблата.

Снимать стрелки удобнее всего пинцетом. Отверстие в стрелке должно соответствовать диаметру несущей оси. Если отверстие слишком узкое, надо его расширить при помощи сверла. Сверлят в несколько приемов, постепенно применяя сверла большего диаметра.

При нормальной длине минутной стрелки ее острие должно перекрывать от половины до двух третей ширины минутной шкалы. Если стрелка слишком длинная, ее можно подогнать, положив стрелку на толстое стекло и обрезав ее концы ножом. Конец часовой стрелки должен закрывать не более одной трети цифр.

В том случае, если циферблат часов не плоский, а изогнутый, минутная стрелка обычно сильно сближается со стеклом в районе чисел 6 и 12 и с циферблатом в районе чисел 3 и 9. Эти места необходимо тщательно проверить, чтобы не допустить соприкосновения стрелки со стеклом или циферблатом.

Особенности устройства и ремонта наручных механических часов сложных конструкций

К таким часам относятся следующие: часы с противоударным устройством, часы с автоподзаводом, с различными сигнальными устройствами, с одинарным или двойным календарем и т. д. Ремонт таких часов в домашних условиях более затруднен, но возможен.

Довольно популярными в настоящее время являются часы с центральной секундной стрелкой и противоударным устройством (рис. 3).

Рис. 3. Кинематическая схема механизма часов с центральной секундной стрелкой и противоударным устройством:

1 — рычаг переводной;

2 — колесо заводное;

3 — собачка;

4 — барабан с валом и пружиной;

5 — колесо барабанное;

6 — колесо центральное;

7 — триб центральной секундной стрелки;

8 — колесо промежуточное;

9 — колесо секундное;

10 — узел баланса;

11 — устройства противоударные;

12 — вилка анкерная;

13 — анкерное колесо с трибом;

14 — колесо часовое;

15 — триб минутный;

16 — колесо вексельное;

17 — колесо переводное;

18 — рычаг заводной;

19 — муфта кулачковая;

20 — триб заводной;

21 — вал заводной

Пружинный двигатель таких часов находится внутри наглухо закрытого барабана. Такая конструкция удобна для того, чтобы грязь не попадала в двигатель, а смазка не вытекала наружу. Колесная система состоит из небольшого количества колес (в данной конструкции их всего 4 — анкерное, секундное, промежуточное и центральное). В центральном колесе (6) имеется сквозное отверстие. Через него проходит триб (7). На оси триба жестко закреплена секундная стрелка.

Противоударное устройство в часах предназначено для предотвращения поломки или деформации одной из самых хрупких деталей — оси баланса. Принцип работы противоударного устройства заключается в том, что опоры баланса, поддерживаемые в определенном положении пружиной, при боковом толчке смещаются, предохраняя ось, а затем возвращаются в исходное положение.

Следующая глава


Смотрите также