Серафимовичский женский монастырь часы работы


Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Настоятельница — игумения Георгия (Боровик) Святыни: Монастырские пещеры 10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы. Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.[2] Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. Камень

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсеньи. По преданию, игуменья Арсенья молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

Камень Пресвятой Богородицы

Один на весь мир

Сотни паломников ежедневно едут в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь под Серафимовичем, что на территории современной Волгоградской области, чтобы своими глазами увидеть чудесный камень Пресвятой Богородицы. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Это очень твёрдая прямоугольная монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу или на сыром бетоне, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины.

По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?

Страшный суд под землёй

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает... пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.

Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Следы уходят в древность?

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.

Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.

И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада...

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

Глыба с характером

Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.

Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.

Исцеляет ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нём выступила роса. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.

Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Будучи в Усть-Медведицком монастыре, куда я приплыла по Медведице на байдарках с группой туристов-водников, я разговорилась с тридцатитрёхлетней Ириной. Женщина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Однако пару лет назад Ирина уже побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его. И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала помолиться и поблагодарить Богоматерь.

А священник Игорь из Палласовского района Волгоградской области так ответил на вопрос об исцеляющих свойствах камня: «Бог в силах даровать благодать через любой предмет. Тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой. Известны случаи чудесного исцеления. Но причина их не в камне, не в иконе. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это неправильное, магическое представление. Чудо — это когда живой Бог встречается с живым человеком».

Монашки рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось ещё одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В советские годы в стенах монастыря был размещён пионерский лагерь, и юные ленинцы порядком изгадили стены храма и прилегающих построек нецензурными надписями.

Когда монастырь вернули Церкви, сёстры первым делом принялись наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако на колокольне ругательства стали исчезать сами. «Ой, как вы быстро и чисто всё побелили!» — похвалила как-то одна сестра другую. Но оказалось, за колокольню ещё никто и не принимался! По уверению монашек, её белоснежный облик вернулся сам собой. Некоторые из сестёр даже видели, как непристойные надписи блёкли и исчезали на глазах.

Разве не по праву Усть-Медведицкий монастырь считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области?

Теги: Духовное, Журнал

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. г. Серафимович

26 октября 2014 года по инициативе администрации церковноприходской школы «Источник» при храме Михаила Архангела города Суровикино состоялась паломническая поездка в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в городе Серафимович.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Основание монастыря относится к первой половине XVII века. По одним сведениям, монастырь был основан в 1638 году, по другим — в 1652 году. Расположен он был вблизи устья реки Медведицы и назывался «Межигорская пустынь» по имени Межигорского монастыря, расположенного в Киеве.

Основание монастыря, как сообщают исторические документы, было произведено по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. Обитель была мужской и находилась под покровительством Войска Донского.

В 1652 году монастырь перенесли с левого берега Дона на правый, расположив  напротив станицы Усть-Медведицкая, которая в ту пору все еще оставалась на левом берегу.

Строительство монастыря на новом месте закончилось в 1665 г. Монастырь не был велик. Братии насчитывалось всего четырнадцать человек. По заведенному тогда порядку обитель была обнесена рвом и насыпью для защиты от набегов. Однако такие укрепления не спасли монастырь от природных сил. На Пасху 1752 года площадка, на которой располагались храм и другие строения, оказалась размытой разлившимися водами реки Дон, после чего монастырь вновь был перенесен в безопасное место подальше от берега, примерно в полукилометре от прежнего, где находится и по сей день.

В 1785 году, по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского, Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В этом статусе монастырь просуществовал до 1927 года, когда был закрыт безбожными властями.

На месте монастыря в разное время располагались детская колония, электростанция, склады, пионерский лагерь.

Восстановление его (как мужского) началось в 1992 году. Были проведены  восстановительные работы первой необходимости, обустраивалась территория, начались службы в храме.

В августе 2001 года монастырь снова был преобразован в женский.

В сентябре 2012 года произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери, а в 2014 году — освящен вновь построенный храм в честь Преображения Господня.

Более подробно об истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря можно прочитать пройдя по ссылке на сайт Волгоград православный.

В путешествие приглашались ученики церковноприходской школы и их родители. Но присоединиться к паломнической поездке мог любой желающий. Всего в Серафимович отправилось более пятидесяти человек.

Выезд был назначен на раннее утро с таким расчетом, чтобы успеть к началу Божественной литургии.

До Серафимовича добрались без приключений, и к назначенному часу автобусы с суровикинскими паломниками подъехали к воротам монастыря.

У ворот монастыря

Оказалось, что в связи с переходом на зимнее время, произведенным накануне в ночь, до начала Литургии оставался еще целый час. Неожиданным подарком каждый воспользовался по-своему. Кто-то смог пообщаться со священником,

кто-то решил зайти в монастырскую лавку с богатым выбором книг, икон, ювелирных изделий, сувениров…

В монастырской лавке

… а кто-то просто прогулялся по территории, осматривая храмы и окружающий ландшафт в мягком утреннем свете.

Утренний мороз

К началу Литургии все собрались в храме Казанской иконы Божией Матери. Красивое убранство храма и нежное пение монахинь настраивали душу на разговор с Богом.

Многие из приехавших суровикинцев заранее готовились к Исповеди и Причастию, соблюдая пост и читая молитвы. А паломники младенческого возраста (до 7 лет) были допущены к Евхаристии как всегда — без особых приготовлений.

После Богослужения всех пригласили в монастырскую трапезную, где накормили нехитрым, но сытным обедом.

В трапезной

После обеда монастырские сестры специально для нашей группы провели экскурсию по обители.

храм Арсения Великого

Экскурсия началась с нижнего храма в честь Арсения Великого. Паломники услышали об истории монастыря и его насельников.

В Казанском храме

Алтарь в Казанском храме

В верхнем, Казанском, храме на мраморных колоннах видны надписи, сделанные вандалами в период, когда он находился в состоянии запустения. Надписи эти оставлены специально: для памяти и назидания.

Следы разрухи

В Казанском храме

Спустились паломники и в монастырские пещеры, где находится одна из святынь монастыря — камень с отпечатками ладоней и колен Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

К сожалению, фотографировать в пещерах запрещено, поэтому посмотреть фото пещер и Богородичный камень (он же — «монашкин камень») предлагаем на другом сайте по указанным ссылкам.

Завершилась экскурсия в храме в честь Преображения Господня. После длительного строительства храм был  освящен лишь в сентябре 2014 года. Деревянный, увенчанный тридцатью тремя золотыми маковками, он стал узнаваемым символом Усть-Медведицкого монастыря.

Золотые купола

Сейчас изображения этого храма часто можно увидеть на календарях, открытках или сувенирах.

Экскурсия в Преображенском храме

Паникадило Преображенского храма

Некоторые росписи храма всё еще не закончены.

Росписи в Преображенском храме

Алтарь Преображенского храма

После экскурсии оставалось еще немного времени, чтобы прогуляться по территории обители, полюбоваться благолепием наших святынь, посидеть на скамеечках…

Звонница

Однако, спустя час, разместившись в автобусах, паломники отправились домой, в Суровикино…

Н.Павленко

Посетителей (4780)

Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Главная > Святые места > Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – православный храм, который расположен на юго-западной окраине города Серафимович.

Благодаря своей уникальной архитектуре и бурной истории, является популярным среди туристов и паломников местом.

В него регулярно приезжают экскурсионные группы из Волгограда, Ростова-на-Дону и других крупных городов России.

Оглавление:

  • История обители
  • Судьба после революции
  • Восстановление
  • Архитектурные особенности
  • Достопримечательности
  • Каменная плита
  • Адрес и другая полезная информация
  • Фотогалерея

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Судьба после революции

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Архитектурные особенности

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Достопримечательности

Пещеры

По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.

Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.

Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего подземный городок начал существование гораздо раньше.

В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.

Это интересно: в пещерах всегда холодно, даже в жаркие летние дни. Выше +8°C воздух не прогревается.

Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Игуменья Арсения

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: +7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Важно знать: часто монастырские постройки закрыты для посещения. Открывают свои двери они только при прибытии экскурсионных групп или в христианские праздники. При самостоятельном посещении не всегда возможно осмотреть все сооружения комплекса. Иногда лучше дождаться экскурсантов и пройти везде вместе с ними.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Фотогалерея


Смотрите также