Как научить ребенка распознавать время по часам


Как научить ребенка определять время по часам

Ваш ребенок интересуется, почему наступает день и ночь? Умеет уже считать? Тогда самое время научить его определять время по циферблату часов. А мы расскажем вам про эффективные методы обучения детей в этом непростом деле.

Психологи утверждают, что к 6 годам ребенок уже готов к изучению часов. В этом возрасте дети понимают значение слов «завтра», «сегодня», «вчера», осознают день за окном или ночь. Специалисты не рекомендуют навязчиво учить ребенка, а предлагают это делать, когда он сам начнет спрашивать вас о времени, например: «Когда начнутся мультики?», «А час – это много или мало?», «А что такое минуты?» и т. д.

Родители могут сами заинтересовать своего ребенка. Нужно связать определенные часы с любимыми занятиями вашего малыша. Можно использовать такие уловки: «В два часа мы пойдем гулять на улицу», «В пять часов поедем кататься на машине», «Через полчаса начнется твоя любимая передача», «Завтра мы навестим бабушку» и т. д.

Итак, если ваш ребенок заинтересован, то считайте, что вы уже на пути к успеху и осталось перейти к методам обучения.

Шаг 1.

Чтобы научить ребенка определять время по часам, стоит подготовиться. Потренируйтесь считать до 60. Попросите ребенка написать числа от 1 до 60, проговаривая их. Если он забыл какое-то число, не ругайтесь и дайте ему время отдохнуть. Повторяйте в течение нескольких дней, пока он не напишет числа в правильной последовательности. Повесьте литок с числами на видном месте и периодически просите ребенка считать вслух. В магазине обращайте внимание вашего ребенка на двузначные числа и просите их озвучивать. Чтобы ребенку не стало скучно, хвалите и поощряйте его играми, или можно купить ему любимое лакомство, если он правильно назовет его цену.

Шаг 2.

После стоит научить ребенка считать цифрами кратными пяти. На том же листке, где ваш ребенок писал числа от 1 до 60, пусть он выделит цифру пять и потом отсчитает еще пять и выделит число 10 и т. д. После нехитрых подсчетов попросите ребенка выписать выделенные числа на отдельный листок. И обязательно похвалите вашего малыша за проделанную работу.

Шаг 3.

Педагоги предлагают выучить песенку-считалочку, ее вы легко можете найти в интернете. Старайтесь часто петь ее вместе с ребенком на прогулке или когда вы его купаете. Так вы сможете в короткое время научить ребенка считать.

Шаг 1.

Начать лучше с понятия «ровно час». У вас дома должны быть часы с крупными и понятными числами на циферблате, лучше приобрести игрушечные со снимаемыми стрелками. Покажите малышу, какая из стрелок обозначает часы, и прикрепите ее к циферблату. Установите стрелку на определенное время и проговорите ребенку, что это, например «два часа ровно» или «пять часов ровно». После попросите его выставить другое время, на час назад или два часа вперед.

Как освоите часовую стрелку, можно переходить к минутной. Прикрепите ее к циферблату и покажите разницу между ними. Минутная – тонкая и длинная, часовая – толстая и короткая. Расскажите, что минутная стрелка за час делает круг, и когда часовая стрелка показывает ровно три или пять часов, то минутная всегда поднята вверх, указывая на цифру 12. Теперь проделайте то же самое, что и с часовой стрелкой, попросите показать ребенка пять или семь часов, используя обе стрелки.

Шаг 2.

Последовательно переходите к понятию «половина часа». Покажите, где стоит стрелка, если прошло только полчаса. Попросите ребенка указать на часах какое-либо время (полтретьего или полвосьмого) и проговорить его вслух. Специалисты считают, что детям в возрасте до 7 лет достаточно определять время с точностью в полчаса, поэтому не требуйте от вашего малыша слишком многого. Лучше закрепите результат.

Шаг 3.

Следующий этап – это изучение минут или «четверть часа». Повторите с ребенком счет через 5 (5, 10, 15…), чтобы определять значения минутной стрелки на часах. Регулярно упражняйтесь, давайте ему задания найти на часах названное вами время. Вскоре ребенок с легкостью будет называть время с точностью до минуты.

Шаг 1.

Отличным завершением вашего обучения станут часы, которые вы сделаете с ребенком своими руками. Их можно просто нарисовать на обычном листе или бумажной тарелке. Дайте ребенку много цветных карандашей и поставьте напротив него часы. Самостоятельно прорисовывая цифры и стрелки, ребенок быстрее запомнит все значения.

Шаг 2.

От игрушечной модели часов переходите постепенно к настоящим часам, только убедитесь, что цифры хорошо просматриваются. Чаще спрашивайте у ребенка: «Который час?» – и за правильный ответ хвалите его.

Шаг 3.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок обращал внимание на время и без вашей просьбы. Спрашивайте у него: «Когда ты проснулся?», «Во сколько ты пришел со школы?», «Когда начнется твоя любимая сказка?». Так ребенок сам начнет запоминать свой распорядок дня по часам.

Наряды для малышей, от которых будут в восторге их мамы

Почему в СССР не было целлюлита

Как научить ребенка определять время по часам

Хотите научить ребенка распознавать время, но не знаете, как это сделать? Что необходимо знать родителям? Мы постараемся раскрыть эту тему

Чувство времени отлично развито даже далеко не у всех взрослых, так как это понятие является абстрактным. А научить ребенка воспринимать его достаточно сложно. Пройдет несколько лет прежде, чем он научится четко распознавать границы времени, его протяжность, использовать механизмы.

Понимание времени является непростой категорией. Однако после рождения малыш уже чувствует его течение: устанавливается режим кормления, он видит, как сменяется темное и светлое время суток. Те родители, которые не знают, как научить ребенка определять время по часам, могут быть уверенными, что у них все получится. Главное, при этом, ответственно подойти ко всему процессу.

При помощи часового механизма обучение можно произвести в домашних условиях. Перед тем, как научить ребёнка понимать время по часам, необходимо удостовериться, что он обладает всеми нужными навыками. Занятия можно начинать, если малыш:

  1. считает от одного до двенадцати (дети старшего возраста должны считать до шестидесяти);
  2. распознает и выстраивает по порядку цифры 1-12;
  3. знает, где часовая, а где минутная стрелка;
  4. может показать, в каком направлении двигаются стрелки.
Недостающие навыки ребенка родителям желательно заранее сформировать, что упростит дальнейшее обучение.

Учить ребенка раннего возраста лучше в игровой форме. Родителям нужно приобрести большие часы или смастерить их самостоятельно, например, из бумаги или картона. Лучше, если механизм не будет иметь стекла, а его стрелки будут отчетливыми и ребенок сможет ими манипулировать.

Следующим этапом является объяснение ребенку, что показывает короткая и длинная стрелка. Перемещая стрелку, озвучиваем время. Ребенок может самостоятельно ставить ее и при помощи родителей называть цифру. Сначала они объяснят значение часовой, а потом минутной стрелки.

Лучше проводить тренировки, в процессе которых малыш сможет научиться понимать движение стрелок. Начинать всегда нужно с простых примеров. Как научить ребенка времени на часах – отработать с ним понятие «один час». Для начала такое разделение подойдет как нельзя лучше.

Обучение, которое проводится в форме игры, сможет принести массу удовольствия и стать интересным. С ребенком можно поиграть в викторину. Таким образом, можно не только поиграть, но и получить хорошую практику.

Родителям можно научить ребенка рисовать часы, стрелки на них, цифры, обозначающие время. В этом случае малыш будет использовать бумагу и карандаши. Поделив циферблат на сегменты, он раскрасит их разными цветами. Карандаши родители могут использовать в качестве подручного материала для того, чтобы показать, как ходит время.

Чуть позже можно приобрести часы с большим циферблатом в детскую комнату. Их лучше повесить или установить на видном месте. В качестве первого проекта можно попросить ребенка, например, составить график сна или обеда.

Ребенок без труда освоит знания, если родители будут проводить уроки, играя с ним. Сформировать трудное и полезное умение лучше на постоянной практике. Все начинания ребенка родители должны поощрять и мотивировать.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Как научить ребенка определять время по часам?

После того, как малыш овладел понятиями «утро, день, вечер, ночь», узнал о временах года, месяцах и днях недели, можно учить его понимать время по часам и пользоваться этим прибором. Насколько успешно малыш будет осваивать данную науку, во многом зависит от родителей. Мы расскажем, для чего нужен игрушечный циферблат, какие пособия и игры научат малыша узнавать время по часам.

Знакомим ребенка с часами

Рассмотрите и послушайте часы, которые есть у вас дома. Объясните ребенку, что часы бывают настенные и наручные, электронные и со стрелками, расскажите, что такое будильник и песочные часы. Найдите отличия, обратите внимание на технические нюансы и разнообразный дизайн. Пройдите с малышом по магазинам, где продают часы (наверняка, большой интерес вызовут часы с кукушкой или старинные с боем). Любого ребенка приведут в восторг «кукольные» часы на здании театра им. Образцова или гигантские часы в атриуме «Центрального детского магазина на Лубянке» в Москве.

Купите или сделайте сами макет часов с большим циферблатом и яркими подвижными стрелками. Возле цифр, изображающих количество часов, напишите цифры, показывающие количество минут. Такой тренажер должен быть постоянно в поле зрения малыша. Хотя по электронным часам значительно проще определять время, именно часы со стрелками делает временное пространство более наглядным.

Познакомьте малыша с понятием секунда, минута, час. Хлопните в ладошки – это и есть секунда. Похлопайте вместе с ребенком, сосчитав вслух до 60, пояснив, что прошла минута. Порассуждайте, что можно успеть за секунду? А за минуту? Назовите несколько событий, происходящих друг за другом, чтобы объяснить понятие часа.

Расскажите ребенку, что длинная стрелка отсчитывает минуты, а короткая – часы. Уточните, что стрелки двигаются только слева-направо по кругу, это называется «движение по часовой стрелке», а за сутки, в которых 24 часа, маленькая часовая стрелка должна обойти весь циферблат дважды.

Объясните, что час – это когда минутная стрелка стоит ровно на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Учим ребенка определять время по часам

Научите ребенка представлять, что такое пять минут и час, чем они отличаются. Ему важно понимать, что значит «мы играем еще пять минут, а потом идем домой», «мы будем ехать в машине целый час».

Предлагайте ребенку выполнять задания за определенный промежуток времени. Например, обуться за одну минуту, чистить зубы в течение трех минут. Используйте для наглядности песочные часы.

Старайтесь привязывать все временные понятия к привычным для ребенка событиям. Например, «мы пойдем гулять в 11 часов, когда позавтракаем», «мы поедем в парк в пять часов вечера, после дневного сна».

Расскажите ребенку, что он проснулся, например, в восемь часов утра. При этом показывайте на макете часов заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на восьми.

Покажите ребенку на часах, во сколько часов он ужинает, в какое время приходит с работы папа. Малышу будет интересно самому переводить стрелки на игрушечных часах и показывать различное время.

Когда собираетесь на прогулку, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько сейчас времени. После того, как придете, посчитайте по часам и минутам, сколько времени прошло.

Озвучьте интересные планы на ближайшее время (например, «в два часа к нам придут в гости твои друзья», «через 10 минут начнется интересная телепередача», «через полчаса нужно достать пирог из духовки»). Ребенок будет ждать этих событий и внимательно следить за временем.

При помощи минутной стрелки на картонных часах покажите значение половины часа. Установить минутную стрелку на нужное значение (цифра 6), медленно перемещая ее по кругу циферблата до цифры 12. Пусть ребенок поймет, что именно так проходит полчаса.

Потренируйтесь с разными положениями часовой стрелки. Попросите малыша установить на игрушечных часах время, которое вы назовете. Или установите стрелки сами, и пусть малыш ребенок скажет, сколько сейчас времени.

Полезные пособия, которые научат ребенка определять время на часах:

Т.Шорыгина «Беседы о пространстве и времени» 

Тору Кумон «KUMON. Учимся определять время» 

Н.Цветкова «Время и часы» 

О.Земцова «Веселые часы» 

Л.Петерсон, Е.Кочемасова «Который час?» 

Татьяна Петулько

Первая часть материала тут.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Как научиться определять время по часам. Как научить ребенка определять время по часам

Взрослые зачастую не задумываются о таких навыках, как определение времени по часам, поскольку для них это само собой разумеющееся. Но для детей это понятие остается загадкой, так как для них время — понятие абстрактное, которое нельзя потрогать или увидеть. Поэтому вам необходимо быть терпеливыми и внимательными.

Основной акцент во время обучения вам нужно сделать на систематичности и последовательности. Начинайте с простого — подробно расскажите малютке о времени, покажите часы, сообщите для чего им стрелки. Можно найти подходящие стишки, смешные песенки или загадки, которые помогут развить понимание у крошек. Объясните ребенку, что день состоит из двадцати четырех часов. Ориентироваться можно на привычные действия, которые вы совершаете с крошкой ежедневно. Например, чистим зубы мы в 7 утра, а идем в детский сад в 8, ужинаем в 7 вечера, а ложимся спать в 9. Для того чтобы закрепить материал, сопровождайте каждое действие напоминанием о времени, а также показывайте малышу циферблат.

Важным в обучении является умение чада считать. Если вы научили кроху считать до 12, ей будет проще разобраться в циферблате. Для того чтобы объяснить такое понятие, как секунды, необходимо уметь считать до 60. Перед тем, как приступать к занятиям, убедитесь в том, что кроха хорошо знает счет.

Не забывайте о том, что умение определять время является важным социальным навыком. Таким образом, малыш сможет научиться ориентироваться в пространстве, сформировать понятие о том, какие вещи и в каком часу суток необходимо выполнять. Но для того чтобы малютка лучше усваивала ценную информацию, поразмыслите над способом подачи. Она должна быть интересной и понятной малышам. Лучше всего сопровождать рассказ красочными иллюстрациями. В магазинах игрушек продаются забавные циферблаты с вращающимися стрелками. Вы сможете превратить их в учебный материал.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Учимся времени весело

Учимся играючи

Как уже было сказано, материал лучше всего усваивается в игровой форме. Вы можете найти онлайн игры, которые станут лучшим подспорьем. К таким играм стоит отнести те, где на экране отображается циферблат, а рядом указывается время, которое необходимо «настроить». Деткам нужно правильно расставить стрелки, ориентируясь на свои знания. Если все сделали правильно, внизу загорится зеленое окошко, в котором будет написана похвала. В противном случае окошко станет красным и на нем будет написано «ошибка».

Самой эффективной по праву считается следующая игра. Возьмите игрушечный циферблат (можно вырезать из плотного картона и наклеить стрелки, только следите за тем, чтобы они вращались), дайте циферблат малышу и рассказывайте о распорядке дня. Каждое действие необходимо сопровождать движением стрелок. Показывайте ему во сколько мама готовит обед или когда вы идете гулять. Такая игра укрепит ориентацию крохи в пространстве — после он сможет смотреть на циферблат и знать, через какое время отправляться спать или идти кушать.

Еще одна простая игра — попросить маленького умника выставить стрелками то или иное время, а также выставить минуты самостоятельно и попросить крошку назвать, который сейчас час. Поначалу старайтесь всячески акцентировать внимание ребенка на изучаемом — смотрите мультфильмы, разговаривайте, обращайте внимание на будильник. Для того чтобы закрепить результат, спрашивайте, что показывают стрелки на циферблате почаще. Самое главное — не заставляйте младенца заучивать, пусть обучение будет ему в радость.

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Когда начинать учить ребёнка ориентироваться во времени

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Универсального возраста, когда начинать знакомство со временем, нет

Это интересно. Лучше, если к школьному возрасту малыш уже будет неплохо понимать время: это поможет не только рационально распределять часы и минуты на выполнение домашнего задания, игры и т. д., но и поможет ему понять ценность времени.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Как правильно объяснить, что такое время

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Это интересно. Если в доме нет настенных часов, а все пользуются только телефонами и другими гаджетами для определения текущего времени, то научить малыша обращаться с часами будет очень проблематично.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

Ощущение времени поможет ребёнку стать более организованным

Упражнения

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Как быстро научить пользоваться часами

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Это интересно. В качестве образца можно воспользоваться старыми настенными часами.

Делаем тренажёр-часы

Красочность тренажёра вы определяете для себя сами, но не стоит слишком увлекаться цветом, чтобы малыш не отвлекался

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.
Учимся понимать часы с картонной моделью-картинкой

Последовательность разъяснений будет такой:

Выполнять все эти объяснения и делать упражнения нужно на действующих часах.

Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Распознаём половину часа и 15 минут

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

План урока:

С чего начать?

Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

Знакомься: час, минута и секунда

Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

Что даст нам такое простое знакомство?

  1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
  2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
  3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

  1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
  2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
  3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

От половинки к половинке, от пяти до десяти…

Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

Ждем вас!

Категория: Росчерк пера 09

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Последовательность разъяснений будет такой:

Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:

Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Упражнения:

Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:

Можно обучать малыша, используя видео материалы, но обязательно обсудите с ним увиденное, задайте вопросы. Объясните, если ребёнок чего-то не понял.

Дети с непосредственной радостью познают всё новое и неизвестное. Задача родителей не испортить такую благодатную почву своим нетерпением или равнодушием. Так что если ваше чадо заинтересовалось тем, как ходят часы (или вы поняли, что малыш уже готов к освоению навыка обращения с измерительным прибором для времени), то вооружитесь полезными рекомендациями и приступайте к занятиям. А учитывая тот факт, что дети впитывают новую информацию с молниеносной скоростью, всего через пару-тройку уроков карапуз будет с часами «на ты».

Проблема, как научить ребенка определять время по часам, труднее, чем кажется. Часовая стрелка отмечает периоды времени, пронумерованные от одного до двенадцати, а минутная, двигаясь по тому же циферблату, отмеряет время, разделенное на отрезки от одного до шестидесяти! Детям часто сложно понять совмещение этих двух систем. Но способы им помочь есть всегда.

Что нам необходимо знать еще до обучения

Обратите внимание на несколько моментов перед тем, как приступать к обучению:

  • Убедитесь, что ваш ребенок умеет считать до шестидесяти – иначе он просто не сможет сосчитать минуты. Без этого навыка обучение часовым премудростям будет лишено смысла.
  • Выучите наизусть таблицу умножения на «2». Зная, что пятью четыре равно двадцать, малыш сможет правильно интерпретировать показания минутной стрелки.

Способ первый: Большие часы

Купите большой хронометр с хорошо видимыми крупными стрелками. Лучше всего снять с него стекло и убедиться, что стрелки легко перемещать вручную.

Объясните малышу, что короткая стрелка показывает часы. Передвигайте ее по циферблату — на какую цифру она смотрит, такой сейчас час. Дайте ребенку попробовать самому двигать указатель, пока он не научится безошибочно называть время с точностью до часа.

Поясните, что длинная стрелка показывает минуты. Обводите ею вокруг всего циферблата и объясняйте, сколько минут в часе — в каждом положении. Начните с чисел кратных пяти, когда малыш понял принцип, переходите к двенадцатой, тридцать седьмой и аналогичным минутам. Передайте инициативу в руки ребенка, пусть он практикуется, пока не достигнет автоматизма в новом навыке.

Объединяем все понятия вместе. Начините с простых значений (например, 1:30, 4:45 , 8:05) и переходите к сложным — 2:37, 12:59. В конце просите малыша называть время по стрелкам, которые закрывают друг друга (например, 1:05).

Играйте в викторину наоборот. Малыш загадывает время, выставляет его на циферблате, а вы говорите, сколько сейчас времени. Иногда намеренно ошибайтесь – пусть тщательный ученик вас поправляет. Это придаст вашему чаду уверенности и поддержит чувство контроля над ситуацией.

И снова викторина – но теперь уже вы выступаете в роли ведущего. Не забывайте: похвала и признание – слагаемые успеха.

Способ второй: Бумага

Вместе с малышом начертите на листе плотной бумаги большой круг и вырежьте из него часы. (Также можно использовать крупную бумажную тарелку). Сложите круг на четыре части , обозначьте их цифрами 12, 3, 6 и 9.

Разукрашиваем «пирог времени». Делим циферблат на сектора по одному часу и раскрашиваем каждый из них в отдельный цвет. Лучше всего идти по цветам радуги, но это не обязательно.

При помощи восковых карандашей объясняем, как работает короткая стрелка. В каком она секторе – такой сейчас час.

Рисуем новый круг , разметив его отметками для минут. Этот циферблат не стоит раскрашивать – вам потребуется слишком много цветов и сектора выйдут очень узкими.

Используя простой карандаш, объясните принцип работы минутного указателя.

Совмещаем восковый и простой карандаши и выписываем на бумагу их показания.

Составляем расписание дня – во сколько малыш встает, во сколько идет в сад или школу. Записываем расписание на листе бумаги, и пусть ваш юный часовщик покажет все эти моменты на хронометре.

Возьмите телепрограмму и попросите ребенка указать время начала его любимых передач.

Способ третий: Большой хронометр и расписание

Приемы, как научить ребенка определять время по часам, по истине бесконечны. Вот еще один – его можно использовать в дополнение к двум уже описанным.

Вешаем на кухне новенький большой хронометр. Не забудьте поставить в него хорошие батарейки или емкие аккумуляторы. Прибор лучше всего крепить на дюбель – и, скорее всего, без дрели и молоточка обойтись вам не удастся.

Показываем ребенку, где находится главный хронометр семьи.

Вешаем под хронометром расписание жизни семьи. Во сколько мы обычно встаем, во сколько – ложимся, когда кто выходит из дома и когда кто приходит.

Сверяем реальную жизнь семьи с расписанием. Мы проснулись? Идем смотреть, во сколько. Это раньше или позже привычного времени? На сколько минут? Когда папа пришел с работы? На сколько он задержался? Почему?

Детям обычно нравится такая забава (хотя и не все взрослые от нее в восторге). Главное преимущество расписания и хронометра – огромный объем практики. Плотно поработав с часами и графиком, малыш на всю жизнь запомнит, что и как сообщают нам стрелки.

Напоследок, вспомним прекрасный рассказ Фазиля Искандера, где «бойкий и шебутной пацан» (как он сам о себе говорил) Чик резко тушевался, когда приходилось узнавать, сколько сейчас времени. Он был уже большим, но так и не научился этому навыку, а признаваться в этом неумении было стыдно. Так Чик и мучился, пока не пошел на вокзал, не стал в гуще народа, и не прослушал весь вечер напролет подробности расписания поездов. Он внимал словам диспетчера про отъезжающие и прибывающие поезда, глядя при этом на главные часы города. Постепенно обилие услышанного превратилось в знание, благодаря которому он смог доказать приятелям, что ничуть не хуже их.

Вынесем из рассказа мораль : не давите на детей, не говорите им колкости, не наслаждайтесь тем, что можете делать что-то лучше них. Это не решит детских проблем а, наоборот, заставит их самих искать выход, зачастую неэффективный и долгий.

Ваша главная задача – быть советчиком и наставником. Если вы будете выполнять ее с любовью и верой в успех, значит, вы – отличный родитель. На сегодня начните с малого – выберете способ, как научить ребенка определять время по часам.


Смотрите также